Практически не прошло и четверти века с того момента, как бывшие советские республики обрели независимость, а часть из них уже отдала свою свободу новому союзу, Европейскому. О Восточном партнерстве и последствиях сближения стран бывшего СССР с зоной евро корреспондент Pravda.Ru побеседовал с руководителем отдела экономики Института стран СНГ Азой Мигранян.
— Как вы считаете, ассоциация бывших советских республик с Евросоюзом — это политический или экономический проект?
— Вопрос подписания соглашения по ассоциации — это достаточно давняя история, она подготавливалась в рамках восточного партнерства где-то лет 9. Если рассматривать в целом общемировой политический тренд сближения бывших постсоветских республик с еврозоной, то, конечно же, это скорее политический процесс, так как здесь договор об ассоциации предполагает достаточно серьезную политическую базу. Очень значительные изменения по гражданскому законодательству, по условиям либеральности функционирования экономики, внедрению либеральных и демократических институтов по образцу западной Европы, США. Это имеет общегуманитарную, цивилизационную и, конечно же, политическую составляющую. Данное соглашение прежде всего декларирует стремление к демократическим ценностям и либерализму по образцу западно-европейской модели. Поэтому да, это политический проект.
— Конкретно для Украины, которая ассоциировалась с ЕС в состоянии экономического упадка и почти банкротства, что может привнести это соглашение?
— Здесь есть парадоксальность ситуации, которая в общем-то сформировалась благодаря тому, что на Украине на сегодняшний день наблюдается фактически военная ситуация. Как мы понимаем, в военной ситуации любые законы мирной экономики не действуют, более того, на Украине на сегодняшний день экономическая ситуация настолько серьезна, критична, что реализовать ее восстановление какими-то реформами и донорскими незначительными влияниями невозможно.
Читайте также: Европа обнищала: назад к "буржуйке"
Что касается самого соглашения, его экономической части, для Украины это означает абсолютно переподчинение всех стандартов производства продукции на евростандарты, для выполнения которых Украине нужны очень серьезные изменения, в том числе коренная реконструкция, модернизация, и даже смена технологий. Для этого как минимум нужны серьезные вливания. Сегодня Украине с учетом того, что экономика в состоянии близком к банкротству, ей все равно, с чего начинать и какие под стандарты подстраиваться, но это с точки зрения, так называемого майданного правительства.
С точки зрения восточных областей, юго-востока, производство которого настроено на стандарты России и ЕврАзЕС, конечно, здесь есть за что побороться. Есть и преимущество, которое заключается в том, что вся эта конфликтная ситуация вынудила ЕС сделать послабление в условиях, которые предъявляются Украине, это связано с увеличением переходного периода. Поэтому здесь возможны переговоры и возможно отыгрование назад или в какую-то другую сторону, потому что условия не столь жесткие, которые предлагались в ноябре прошлого года.
— А что Молдавия выиграет от ассоциации с ЕС?
— Для Молдавии на сегодняшний день ситуация кардинально не повлияет, потому как Молдавия единственная республика, которая имела с ЕС льготные режим, преференциальным режим ввоза товаров. Но проблема заключается в том, что даже при наличии преференций, прямых поставок ввоза молдавских товаров на территорию ЕС, она не могла выбирать эти квоты по той причине, что их продукция по стандартам не соответствует требованиям качества ЕС. Естественно, что в данном случае произошла ситуация, когда Молдавии, уже фактически потерявшей значительные доли своего производства в виду невостребованности продукции, на самом деле, уже как в присказке, ей терять нечего, поэтому ей тоже все равно.
— С Грузией примерно та же ситуация, если учесть, что грузинские власти уже давно не строят ни экономических, ни каких-либо других отношений с Россией и Таможенным союзом?
— Грузия — это единственная страна не только на постсоветском, но и восточноевропейском, евразийском пространстве, экономика которой построена на бюджетных вливаниях извне, то есть формирование бюджета, формирование зарплат бюджетников, какие-то социальные программы, сама система экономических взаимоотношений выстроены по модели американской. Поэтому модель грузинской экономики максимально приближена к евростандартам, не в плане достижения качества продукции, ибо уровень качества продукции снизился критически, а в плане формирования институтов, которые функционируют — институт макрорегулирования рынка, социальные институты и так далее, что несколько облегчает им вхождение в ассоциацию с ЕС.
— "Для Евросоюза подписание этих документов станет торжественным обязательством сопровождать каждый шаг Грузии, Молдавии и Украины на пути превращения этих стран в стабильные и процветающие демократии", — сказал председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Разве Румыния или Болгария — это процветающие демократии?
— С точки зрения Европы под этими лозунгами скорее понимается приближение к либеральным стандартам, которые для большинства названных стран губительны, ибо население ничем никак не подстраховано, оно не конкурентоспособное на европейском рынке труда, соответственно, население будет самая низкооплачиваемая категория. Более того, сама еврозона сегодня находится в отнюдь не самой лучшей финансовой форме, поэтому ожидать каких-то существенных финансовых влияний в развитие экономики нельзя. Очевидно, что имеется ввиду сопровождение и финансирование реформ, связанных с политической инфраструктурой, политическими институтами, с социальными схемами и либеральными свободами. Экономически же Европа, как и любое другое рыночное образование, не заинтересовано в создании конкурентов себе, поэтому рынки этих стран рассматриваются не с точки зрения их развития, а с точки зрения возможного извлечения выгод для европейской экономики, с этой точки зрения они будут сопровождать, отслеживать и помогать.
Читайте также: Как не сдать российский рынок европейцам
— Есть ли у Молдавии, Грузии и Украины суверенитет, если их теперь будут "сопровождать"?
— Вы знаете, формально суверенитет есть, но де-факто очень сложно говорить об абсолютном, независимом пространстве, и независимости в принятии управленческих решений, в то время как экономически функционирование институтов зависит от внешних игроков.
— Какова должна быть реакция России?
— Совершенно спокойная реакция, которая должна последовательно и четко поддерживать и защищать национальные экономические интересы РФ. В случае, если результаты и последствия подписания соглашения будут иметь негативный эффект, а они будут этот эффект иметь, то согласно законодательной базе Евразийского экономического союза, согласно национальной законодательной базе, согласно базе зоны свободной торговли СНГ, Россия имеет много рычагов, чтобы защитить свой национальный рынок от масштабного проникновения через территории этих стран на территорию Россию более конкурентоспособной продукции.