Россия перегонит всех по стоимости бензина

Отметим, что рост цен на бензин в России в 2014 году значительно ускорился. Так, стоимость автомобильного топлива Аи-95 к июлю у некоторых операторов достигла и превысила отметку в 35 рублей. Автомобилисты опять негодуют: почему в стране, богатой нефтью и успешно торгующей черным золотом на мировом рынке, стоимость топлива для населения настолько высока?

В первые месяцы 2014 года в России произошел ощутимый рост цен на бензин. Так, за период с января по май стоимость топлива в среднем по России подросла на 3,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, а в мае 2014 года цены подскочили еще на 7,6 процентов, тогда как в аналогичный период 2013 года бензин подорожал лишь на 5,7 процентов. Эксперты опасаются, что к концу года российским автомобилистам придется отдавать по 40 рублей за литр 95-го бензина. И со стороны государственного аппарата такой рост цен для потребителей никоим образом не комментируется, а это значит одно - опасения экспертов могут подтвердиться.

Впрочем высокая стоимость бензина хоть и возмущает россиян, но уже не удивляет. Уже давно в народе созрел вопрос — почему жители страны, которая является экспортером нефти и занимает первые места по добыче черного золота наравне с Саудовской Аравией, вынуждены платить столь высокую цену за заправку собственных автомобилей? На этот вопрос корреспонденту Pravda. Ru ответили эксперты по энергетике.

Читайте также: Цена бензина-2014: без иллюзий и надежд

"Норвегия еще более богатая страна, чем наша, а у них цена самая высокая в Европе. В пересчете на наши деньги, где-то около 80 рублей, и ничего, норвежцы живут хорошо, забот не знают, — замечает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. - Цена на топливо определяется многими факторами. В первую очередь, налоговые нагрузки. У нас налоговая нагрузка более 70 процентов, то есть 30 рублей — конечная цена бензина, 20 рублей — это налоги, а 10 остается на все про все, от добычи до розничной реализации. Поэтому уровень налогов в первую очередь определяет уровень цен. В США, при том, что они покупают нефть в основном, а мы ее продаем, цена такая же, как у нас в розницу. Но у них 15-20 процентов налоги, а у нас больше 60 процентов".

Читайте также: Новый налог на нефтянку оплатят потребители

А тот факт, что цены растут, по словам эксперта, связан с инфляцией, из-за которой растет нагрузка. При этом уже приняты решения о ежегодном росте налогов. Поэтому россиянам советуют смириться с тем, что бензин будет дорожать, и надеяться на то, что это будет происходить хотя бы в пределах инфляции.

Также Евгений Аркуша напомнил о готовящемся налоговом маневре, который может ухудшить положение наших граждан, но при этом спасти бюджет. Налоговый маневр, напомним, увеличит фискальную нагрузку на добычу полезных ископаемых с одновременным снижением экспортной пошлины на нефть. То есть, это некий кнут и пряник для нефтяников, но однозначно простому люду от этих манипуляций с налогами и таможенными пошлинами лучше не станет. Бензин будет дорожать еще больше, причем именно на внутреннем рынке. Продавать нефтепродукты в стране будет просто невыгодно.

Читайте также: США умоют Европу техасской нефтью?

Впрочем первый вице-президент Российского топливного союза, президент НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин уверен, что и без налогового маневра нефтяная отрасль в нашей стране устроена не в пользу россиян:

"Наверное, основная причина роста цен — это то, что в сегменте нефти у нас нет конкуренции, у нас монополия. Есть ряд нефтяных компаний, которым принадлежат нефтяные заводы и их количество не создает конкуренцию на рынке. Вот основная проблема, по которой у нас цены постоянно растут, — считает Олег Ашихмин. — Выход мог быть только один — это создание от 30 до 50 компаний, которые имели бы свои заводы по переработке, имели цикл: добыча, сортировка, переработка, тогда это была бы конкурентная среда. А сейчас количество нефтяных компаний не создает конкуренцию на рынке".

Читайте также: Взорвет ли рынок иранская нефть?

Что же касается последнего всплеска цен, то специалисты винят в это пожар, который случился на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе "Роснефти" в Красноярском крае 15 июня. В результате чрезвычайного происшествия на предприятии погибли восемь человек, еще семеро получили ранения. Как заявил позже глава "Роснефти" Игорь Сечин, взрыв с последующим пожаром произошел на ректификационной колонне по вине подрядчика, не проконтролировавшего плотности соединения трубопровода.

После аварии, в результате возникнувшего вокруг этого события ажиотажа на бирже, оптовые цены на топливо поднялись. А за оптовыми, как известно, подтягиваются и розничные. И хотя глава "Роснефти" поспешил назвать обстоятельства роста цен искусственными и спекулятивными, а в Минэнерго заявили, что масштабы аварии сильно преувеличены и дефицита топлива в России нет и не будет, эксперты уже не первую неделю ссылаются на июньский пожар, утверждая, что любая внештатная ситуация может отразиться на топливном рынке России, ибо запасов нефти как таковых у нас нет.