Отметим, что в августе техасская нефть впервые за 40 лет выйдет на внешний рынок. США ослабили запрет на экспорт сырья, введенный после нефтяного кризиса 1970-х годов, когда арабский мир оградил Америку от поставок черного золота. Нефтяники США долго ждали выхода на мировой рынок. И теперь намерение местных властей притеснить Россию может сыграть им на руку.
Конечно, об отмене эмбарго на экспорт американской нефти пока речи не идет, однако первый шаг в эту сторону уже сделан - две техасские компании получили от министерства торговли США права на поставку за пределы Северной Америки сырой нефти. Об этом сегодня сообщила газета Wall Street Journal. Отмечается также, что за рубеж американские компании смогут поставлять тот конденсат, который образуется в сланцевых месторождениях. Якобы качество этой нефти настолько высоко, что достаточно минимальной обработки для того, чтобы пускать ее на топливо. Тут и скрывается лазейка, в которую удалось проскочить двум американским компаниям - министерство торговли США признало эту ультралегкую нефть не сырьем, а нефтепродуктом, и отпустило ее за пределы границы Мексики и Канады.
Первые поставки этой чудо-нефти начнутся в ближайшем августе. И по плану, с течением времени эти поставки будут достигать до 3 миллионов баррелей в сутки. Но дело, в общем-то, не в мягкой уступке властей США своим нефтяникам, а в том, как восприняли эту новость последние. В СМИ в открытую говорится о том, что если власти пошли на смягчение эмбарго, которое десятилетия связывало по рукам и ногам американских нефтедобытчиков, вынужденных разоряться на НПЗ, то недолго и до его отмены. А уж это будет большим подарком со стороны России американским коллегам Игоря Сечина и других отечественных сырьевиков. По крайней мере, по замечанию некоторых экспертов, уж слишком бросается в глаза тот факт, что смягчение эмбарго пришлось на пору передела энергетического рынка и попыток США как можно сильнее надавить на Россию.
Читайте также: Перехитрит ли "Южный поток" США и ЕС
Возникает вопрос, что именно стало причиной такого решения американских властей? И принято ли оно в связи с антироссийскими санкциями?
Мнения экспертов касательно этого вопроса разительно расходятся. Так, декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина ответила на вопрос Pravda.Ru утвердительно. "Я считаю, что это попытка проникновения на новые рынки, включая европейские, сейчас первый шаг - экспорт конденсата, а затем будет экспорт нефти", - уверена Елена Губкина.
Но такое мнение разделяют далеко не все.
"Никакой российской темы здесь нет, никаких решений там не принято, это единичный случай, ничего особенного не произошло, - заверил корреспондента Pravda.Ru заведующий сектором "Энергетические рынки" энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов. - В общем, это решение действительно очень старое - запрет экспорта сырой нефти, а конденсат - это не совсем сырая нефть, поэтому ничего особенного. Тем более, это единичное разрешение, никаких законодательных изменений там не произошло и не произойдет в ближайшее время, потому что очень много "за" и "против", много сторонников и противников, но про Россию эти сторонники и противники вряд ли слышали".
Читайте также: Сланцевая катастрофа: от Техаса до Львова
По мнению эксперта, экспортное эмбарго для нефтяников США не будет в обозримом будущем отменено. Этому не позволят случиться сторонники данного запрета, даже несмотря на то, что такие сенаторы, как Лиза Меркауски от Аляски, главный республиканец в комитете по энергетике американского сената, постоянно лоббируют законопроект об отмене эмбарго. При этом сама Мекауски в этом не заинтересована, поскольку Аляска имеет право экспортировать свою нефть за границу.
"Любой экспорт возможен по прямому распоряжению президента, поэтому, если будет необходимость, все это можно будет решить. Но, во-первых, такой необходимости нет. А, во-вторых, есть разные силы, которым это выгодно и которым это невыгодно. Например, есть вертикально интегрированные компании, крупные, которые добывают нефть, которые перерабатывают, которые неплохо зарабатывают на экспорте нефтепродуктов. Есть независимые производители, которые добывают нефть и вынуждены продавать ее по относительно небольшой цене на НПЗ. При том, что есть запреты и ограничения на движение нефти.
Читайте также: США посадит ЕС на сланцевый паек
Скажем, там есть такой закон Джонса, согласно которому между портами США возможно движение только танкеров, которые произведены в Америке, которые снабжены там, где работает американский персонал, где все было построено, зарегистрировано. В общем, российских судов нет на самом деле. Поэтому там есть ограничения. Например, техасскую нефть вынуждены вместо того, чтобы она простаивала на НПЗ на северо-востоке США, возить на северо-восток Канады танкерами. Хотя, с другой стороны, рядом находится НПЦ Мексиканского залива, которые ориентированы на тяжелую нефть. Таких сюжетов там миллион, и говорить о том, что сейчас созрели какие-то условия для отмены этого эмбарго, это неправильно. Это единичный какой-то случай, который просто был отражен в газете, как некий казус, разрешили кому-то что-то экспортировать, ну и ладно", - считает Николай Иванов.
Однако не может остаться незамеченным, что в последние годы сторонников отмены устаревшего запрета становится все больше и больше, тем более, что после 2008 года в США заметно возросли объемы добычи черного золота. Соответственно, сократилась и зависимость от импорта сырья. А значит, Америка постепенно идет к перенасыщению внутреннего рынка, и основание для запрета на экспорт теряется...