Европа окончательно прогнулась под США и готова назло Москве отказаться от российского газа во вред себе? Насколько реальна приостановка строительства газопровода "Южный поток"? Об этом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru — кандидат политических наук, научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Екатерина Шумицкая.
— До сих пор так и не ясно, будет ли осуществлен этот проект альтернативной ветки доставки газа в Европу. На Болгарию нажали и ее премьер-министр заявил, что он приостанавливает строительство "Южного потока" до разбора ситуации с Евросоюзом. Будет ли продолжено или заморожено строительство газопровода?
— Политика болгарского правительства сложна из-за того, что ему необходимо постоянно коррелировать свои решения с европейскими чиновниками. Проект "Южный поток" имеет не только экономическое, но и большое политическое измерение. По этому газопроводу очень много вопросов, которые до сих пор не имеют однозначных ответов. Будет ли реализован "Южный поток", напрямую это зависит от нескольких факторов. Все стандарты подписанных соглашений по этому "Южному потоку" будут приведены в согласие с нормами Третьего энергетического пакета.
— Какая основная норма этого пакета нарушается Болгарией, по мнению Евросоюза, больше всего?
— Насколько она нарушается Болгарией, это вопрос тоже открытый и его необходимо изучать. Дело в том, что единая энергетическая политика стала формироваться в Европе примерно с начала 2000-х годов, а активизировалась после знаменитого газового кризиса 2005-2006 годов, когда была подготовлена энергетическая директива, согласно которой, для того чтобы обеспечить энергетическую безопасность в Европе, необходимо диверсифицировать газовые поставки и разъединить производителей и транспортировщиков газа. Окончательно Европа пришла к общей энергетической политике в начале 2009 года. А к концу года, 3 сентября, был подписан Третий энергетический пакет. Причем этот пакет принимался всем европейским населением. То есть совместно с Европейским парламентом и Советом ЕС.
Этот Третий энергетический пакет вступал в силу с 3 марта 2011 года, потому что одним из условий принятия странами-членами энергетического пакета является имплементация его директив в национальное законодательство стран.
Читайте также: Болгарию наказали за "Южный поток"
Собственно, все договоры, которые подписывала Россия со странами, участвующими в "Южном потоке", происходили в 2008 году — до принятия Третьего энергетического пакета. Газпрому удалось подписать со всеми странами межправительственные соглашения. И соответственно, этот проект согласно правовым нормам ЕС выходит из новых требований, которые были приняты ЕС после заключения межправительственных соглашений.
Кроме того, Болгария использовала одну лазейку для того, чтобы вывеcти "Южный поток" из энергетических требований ЕС. Она объявила, что "Южный поток" является проектом национального значения, а это значит, на него не действуют нормы ЕС. Я не правовед, но могу с полной уверенностью ответить, никаких оснований для того, чтобы объявлять этот газопровод с юридической точки зрения неверным, нет. Собственно говоря, Евросоюз к Болгарии предъявляет требования не юридического, а политического плана. В частности, ставится под вопрос правильность проведения тендера на строительство.
Его выиграл "Газпроект Юг" со стороны Болгарии и "Стройтрансгаз" со стороны России. А эта компания российская принадлежит Геннадию Тимченко. Он включен в санкционный список Соединенных Штатов Америки. Это как раз показательно свидетельствует о политических претензиях и говорит о том, что события с "Южным потоком" в большой степени касаются, конечно же, ситуации на Украине. Но, так или иначе, претензии Европейского cоюза заключаются в его подозрениях, что тендер происходил нечестно и непрозрачно. Европейская комиссия заявляет, что там были какие-то махинации. Тем более, что болгарское правительство не раз показывало себя с не лучшей стороны в вопросе коррупционных скандалов.
— Неужели Тимченко и те люди, которые организовывали и участвовали в недавнем тендере, не понимали, что вот выигрыш компании Тимченко сможет сгенерировать такую проблему? Неужели не могли подобрать другого подрядчика на эти работы?
— Этот вопрос опять упирается в значение проекта и еще раз доказывает, что "Южный поток" — это не совсем экономический проект, а политический проект. С экономической точки зрения до сих пор его рентабельность очень под большим вопросом. С точки зрения Европы, проект абсолютно не имеет никакого значения. Газпром заявил, что "Южный поток" строится, чтобы удовлетворить возрастающие потребности Европы в газе. А согласно тенденциям в течение последних лет никакого увеличения спроса в Европе на продукцию Газпрома не обнаруживается. Более того, уже существующие газопроводы могут пропускать больше.
— Какие вы имеете в виду?
— Тот же, который проходит через Украину.
— Но Украина как раз очень больной вопрос.
— Владимир Путин говорил о том, что мы можем Турции и Румынии предложить газопровод. Румыния (с ситуацией с Украиной, политикой ЕС) откажется — это сто процентов. Потому что она независима от российских энергоносителей. Строительство нефтепровода Бургас-Адрианополис, которое болгарское правительство заморозило и отвергло, как раз предусматривало разгрузку турецких портов и выход из-под давления Турции по транспортировке нефти в Европе. Турция вообще очень несговорчивый партнер. Поэтому, с моей точки зрения, "Южный поток" имеет главную цель, чтобы Россия не сталкивалась с проблемами и диктатом стран-транзитеров.
— Но в "Южном потоке" участвуют Австрия, Словения, Италия, которых не заподозришь в каких-то геополитических играх. И вряд ли они будут строить у себя ненужные им газопроводы. Их Евросоюз не смог переубедить, что не надо строить "Южный поток".
— Ну, да. Но Европейский cоюз не очень и старался переубеждать эти страны, потому что это не так важно. Если Болгария выходит из проекта, "Южный поток" построен не будет.
— А есть какие-то варианты, альтернативные Болгарии?
— Альтернативные варианты могли бы быть, если бы это был экономически значимый проект. А это политически значимый проект. Еще дело в том, что в политике Евросоюза принято никогда однозначно ничего не говорить. Они прекрасные дипломаты, отличные переговорщики. Я сомневаюсь, что когда-нибудь прозвучит в ближайшее время, что все: "Южный поток" закрыт! Так у них: проект приостановлен.
Читайте также: У России есть оружие похлеще ядерного
— То есть: "мы будем разговаривать, будем обсуждать"?
- Естественно. Потому что, смотрите, уже те страны, которые подписали договор, имеют ряд финансовых преференций. Венгрия получает 10 миллиардов евро на строительство новой атомной электростанции за свое согласие в участии в этом проекте. Болгария получает скидки 22 процента, самый дешевый газ уже с 2013 года Газпром поставляет в Болгарию. Договоры по "Южному потоку" были выгодны этим странам, через которые он должен пройти. Тем более Италии, это вообще совместный российско-итальянский проект. Соответственно, загружалась итальянская промышленность, финансовое значение — очень высокое.
Европейский cоюз прекрасно понимал, что в условиях роста евроскептицизма в той же Австрии начать переговоры с ними просто невозможно. Можно было только поссорится. Но ключевая страна транзита — Болгария, имеет очень серьезные точки давления. Вот и был выбран прекрасный кандидат. Потому что Болгария — это первая страна, которая принимает "Южный поток" на выходе из Черного моря. А Турция, несмотря на все варианты, которые правительство демонстрирует, — это все-таки не вариант.
— Все-таки, наверное, Газпром пойдет на договор с Турцией, если Болгария окончательно откажется.
— Может быть. Потому что украинский фактор настолько сильный и не будет нивелироваться в ближайшее время. Эта тема будет актуальной еще очень долго. И деньги страны уже вложили. Счет идет на миллиарды долларов, строительство уже началось. Венгрия, во главе которой стоит Виктор Орбан, тоже торопит Россию с реализацией этого проекта. Собственно говоря, отношение с Украиной настолько испорчены, что Европейский cоюз, возвращая Киев к диалогу с Россией, я думаю, сам не представляет, как как наши страны могут договориться.
— Насколько это все-таки давление Европы, а не США? Ведь Орешарски как раз после визита делегации Маккейна с сотоварищами сделал заявление, что на него было оказано давление. Ему сказали прямо, что болгарские компании, которые будут работать с компанией Тимченко "Стройтрансгаз", все подвергнутся санкциям. Это достаточно сильный рычаг, для того чтобы задуматься.
- Трудно сказать, о чем там говорили американцы с Пламеном Орешарски. Но недавно Арсений Яценюк заявил о том, что Нафтагаз будет реструктуризирован. Из структуры Нафтагаза будет выведен газопровод и газовое хранилище. Он сказал, что эксплуатация и контроль за газотранспортной системой Украины будет осуществляться вместе с европейскими и американскими компаниями. Для руководства Европы и Америки контроль за газотранспортной системой Украины дал бы (помимо экономической выгоды) очень большую политическую выгоду. Соответственно строительство "Южного потока" делает этот актив нулевым.
Читайте также: Что скрывается за "газовым торгом" Киева
— А с этой точки зрения, выгодно ли России, если они возьмут под контроль трубу на Украине? Ведь тогда Украина перестанет ей командовать и шантажировать Россию. Может тогда, если американцы и европейцы будут контролировать, то проблем не будет и не надо строить "Южный поток"?
— С экономической точки зрения — несомненно. Но все, что касается газа, — это еще и политика. Газпром на это не пойдет. Он не хочет, чтобы газотранспортные системы были в руках европейцев. Потому что современные геополитические реалии таковы, что Европа и Россия представляют собой два разных способа осуществления и продвижения своих интересов. Россия хочет играть в свою игру, она хочет вести самостоятельную политику, не оглядываясь на своих европейских партнеров. Именно поэтому сейчас самой актуальной темой является Евразийский союз, евразийство. Сигналы уже давно идут и Европе. Последнее — это подписание с Китаем соглашения о строительстве газопровода.
— Насколько европейские страны обеспечиваются российским газом?
— Западная Европа обеспечивается на 30 процентов, Восточная — больше. Болгария на 100 процентов зависит от поставок газа из Москвы. Если от перебоев с газом в 2009 году, Западная Европа не слишком пострадала, то Восточной Европе пришлось гораздо тяжелей. Поэтому Восточная Европа и стремится иметь эту трубу, для того чтобы была возможность альтернативных поставок. Но даже этого ЕС может не разрешить, если не будут соблюдены нормы.
— Что вообще принесло Румынии и Болгарии вступление в Евросоюз? И может ли Украина приблизиться к ЕС?
— Когда болгары и румыны выбирали Европу в качестве альтернативы постсоветского развития, они были полны эйфории и надежд, что Европа даст им благополучную жизнь. Никто им не разъяснял, что вступление в Европейский союз — это не панацея от политических и экономических бед. Даже право на получение работы и проживание они получили в ограниченном количестве. Разочарование начало расти. Потом наступил сразу кризис. И тут их постигло глобальное разочарование. Переход всей промышленности и сельского хозяйства на нормы и стандарты ЕС разорило многие предприятия. Даже дотирование Европейским союзом болгарского, в частности, сельского хозяйства гораздо меньше, чем в развитых странах, всего лишь порядка 25 процентов. Экономическая жизнь не только не наладилась, но даже ухудшилась.