Политическую жизнь России можно представить как борьбу генеральных линий, которые условно называют "партией "Газпрома" и "партией "Роснефти". За ними стоят противоречия в материальных интересах ведущих госкомпаний. На заседании комиссии при президенте по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности эти позиции четко обозначились.
Для лучшего понимания новейшей истории нашей Федерации и в целях экономии средств анализа удобно политическую жизнь современной России (до самого недавнего времени) представлять как борьбу двух генеральных линий, которых можно условно "партией "Газпрома" ("партия мира") и "партией "Роснефти" ("партией Сопротивления" западной политике закабаления независимых государств и возврата к политике неоколониализма). За этими генеральными политическими линиями стоят не личностные разногласия, а противоречия в глубинных материальных интересах крупнейших государственных компаний.
Например, формирующуюся позицию России по грозно (и, не дай бог, неотвратимо) надвигающемуся вьетнамо-китайскому конфликту из-за островов Спартли и Парсельских невозможно прогнозировать без учета проблематики СП "Вьетсовпетро", которое в лучшие времена одно давала больше 50 процентов всех поступлений от государственной собственности в федеральный бюджет и Большого газового контакта с народным Китаем, а равно и поставок туда нефти. Это будет одной из самых интересных, наглядных и поучительных иллюстраций настоящей (хоть и подковёрной и невидимой) Большой российской политики. Две партии — Партия "Газпрома" и Партия "Роснефти". Не менее очевидно это и в украинской проблематике, где партия "Газпрома" ("партия мира") оказалась сильнее и убедительнее партии "Роснефти" ("партии Сопротивления").
Конечно, это очень условное название. Свои глубинные интересы есть, например, у "Росатома" и "Ростехнологий", "Лукойла" и "Сургутнефтегаза", "Русала" и черных металлургов, но тем не менее техническая сторона этой и внутри и внешне-политической борьбы позволяет говорить о сформировавшихся двух реальных российских политических партий. Причины этого долго объяснять, потребуется не одна монографии в сфере политэкономии и политических наук, но, если в двух словах, то это эффект масштаба — слишком обе корпорации большие, и дифференциальная и абсолютная рента в нефтяной и газовой отрасли, которую в определенной части государству относительно просто изымать из оборота и тратить на потребности Федерации и даже перераспределять в пользу регионов.
Читайте также: Путин сделал в Китае невозможное
Остро проявляется различие двух подходов в обсуждении предложений Минфина по Большому налоговому манёвру, направленному на упрощение налоговой системы нефтегазовой отрасли и решение текущих бюджетных потребностей за счёт потребителей всех стран Таможенного союза. Однако партия "Роснефти" им недовольна — эти предложения создают дестимулирующий эффект в добыче и напрямую противоречат задачам по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. "Например, — говорит Игорь Сечин, — предложенные изменения существенно ухудшат экономику разработки ряда новых крупных проектов, таких как Юрубчено-Тохомское месторождение, Куюмбинское, имени Филановского, имени Лисовского, с общим годовым объёмом добычи до 20 миллионов тонн после 2020 года". Будут заморожены и ряд проектов по производству нефтехимической продукции с высокой долей добавленной стоимости, "произойдёт общее снижение инвестиционной привлекательности отрасли и инвестиционного климата в целом для российских и иностранных инвесторов из-за изменения правил игры".
На состоявшемся 4 июня в Астрахани заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности обе линии озвучили свое видение будущего. Игорь Сечин говорил о том, что хотя инвестиционный климат в стране и экономика России в целом остаются привлекательными для наших иностранных партнёров из Европы, Америки, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, "анализ текущего сотрудничества с иностранными партнёрами даёт основания говорить о возрастании рисков реализации наших международных проектов". По его мнению, необходимы корректировки в российской политике и экономике в связи с ситуацией на мировых рынках. Целью "Роснефть" видит преимущественное "развитие внутреннего рынка, прежде всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также диверсификация наших экспортных поставок в сторону развивающихся рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефтяные компании уже проводят работу по развитию собственных компетенций, что должно привести к снижению зависимости от услуг иностранных контрагентов, в том числе в отношении нефтепромысловых услуг".
Особое внимание он уделил возможным финансовым рискам, угрозе ограничений по доступу к рынкам капитала. "Мы не исключаем, — подчеркивает Сечин, — также и возможности манипулирования, а также осуществление других целенаправленных и скоординированных действий с целью добиться снижения цен на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе". С другой стороны, в долгосрочной перспективе это вряд ли возможно — слишком велика зависимость бюджетов стран-производителей нефти от мировых цен на нефть: "Например, бюджет Саудовской Аравии, поставками нефти из которой могут быть частично замещены поставки российской нефти в Европу, рассчитан исходя из цен на нефть в размере 98 долларов за баррель".
Но главная ставка партии "Роснефти" в глобальной антироссийской игре: в целях повышения устойчивости российской экономики к внешним воздействиям, — это ее диверсификация с упором на раскрытие возможностей внутреннего потребления, развитие смежных отраслей, выхода на новые перспективные рынки сбыта.
Читайте также: Бумеранг санкций: заплатит Европа
"Роснефть" хочет обеспечить развитие ТЭКа на востоке страны, создав в этом регионе новый крупный центр нефте- и газодобычи и сформировав надёжную ресурсную базу на десятилетия вперёд. "В дополнение к нашим внутренним потребностям это создаст важный стимул развития восточных регионов страны и позволит эффективно реализовывать нефть восточносибирских и шельфовых месторождений. По прогнозам, к 2030 году Россия может увеличить объём поставок в АТР более чем в два раза по сравнению с текущим уровнем". Партия "Роснефти" борется за пересмотр транспортных тарифов естественных монополий для Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Они настаивают на допуске нефтегазовых компаний на экономически обоснованных условиях в газотранспортную систему, которую создаёт "Газпром", что должно оптимизировать инвестиции, а также на предоставлении независимым производителям газа возможности экспорта газа с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Партия "Газпрома" ведет другую линию, построенную вокруг проблемы кардинального ужесточения конкуренции на существующих внешних энергетических рынках. "Сегодня, — говорит министр энергетики Александр Новак, — уже идёт упорная конкурентная борьба за удержание и наращивание доли на ключевых традиционных европейских и новых азиатско-тихоокеанских энергетических рынках". Энергетические стратегии развитых стран мира нацелены на самообеспечение энергоресурсами за счёт развития возобновляемых источников энергии, добычи нетрадиционных углеводородов, на значительный рост энергоэффективности. И это прямая и непосредственная угроза "Газпрому", с которой нужно бороться здесь и сейчас. Стратегия борьбы обозначена: "для экспортёров топливно-энергетических ресурсов — задача стоит перед ними на наращивание объёмов экспорта и выход на новые географические продуктовые рынки. В случае последовательной реализации этих стратегий внешние риски для России существенно возрастут как на западном направлении, так и на восточном".
Партия "Роснефти" требует для крупных проектов развития "стабильности, прежде всего, и предсказуемости, особенно налоговой системы". Без этого невозможно развивать проекты, рассчитанные на 30-50 лет. "При этом, — подчеркивает Сечин, — долгосрочный характер деятельности нефтегазовой отрасли, наличие инвестиционных планов и долгосрочных контрактов позволяют существенным образом как обеспечить предсказуемость бюджетных поступлений, так и гарантировать мультипликативный эффект для экономики".
Читайте также: Россия для ЕС — красивая и капризная невеста
Партия "Газпрома" подчеркивает проблему импортозамещения — в настоящее время в целом ряде сегментов российский ТЭК сильно зависит от иностранных технологий, оборудования, комплектующих и материалов. Они хотят господдержки импорта ключевых комплексных технологий.
В Минэнерго говорят о необходимости "формирования целостной и гибкой институциональной системы в энергетическом секторе. Первое — это формирование стабильной модели эффективных внутренних энергетических рынков с низкой степенью монополизации, высоким уровнем конкуренции, развитыми внутренними механизмами ценообразования. Отдельное направление — формирование общих рынков энергоносителей Евразийского экономического союза с общими принципами регулирования, обеспечивающими свободное движение энерогоносителей, технологий и инвестиций. И третье — это формирование стабильной системы налогообложения в топливно-энергетическом комплексе, максимизирующей долгосрочный экономический эффект от работы ТЭК".
Уровень бюджетных выплат по отношению к выручке у "Роснефти" в несколько раз выше, чем у "Газпрома", и партия "Роснефти" настаивает на "универсализации налогообложения нефтяной и газовой отраслей, а также других секторов экономики, где уровень бюджетных выплат по отношению к выручке во много раз ниже".
В свою очередь, партия "Газпрома" ставит своей целью найти финансирование для строительства инфраструктуры для стратегического выхода российского ТЭКа в восточном направлении, обеспечивающим экспорт страны в Азиатско-Тихоокеанский регион. Они хотят докапитализации Газпрома на объём стоимости строительства новой инфраструктуры, хотя с Китаем достигнуты договоренности о получении предоплаты или аванса. Президент говорит, что "можно пойти и по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное наращивание золотовалютных резервов тоже несёт в себе определённые риски".
***
Борьба партий, сформированных вокруг кардинальных экономических интересов — есть одно из самых базовых свойств социальной жизни. Важно только, чтобы эта борьба была конструктивной, направленной на достижение общей цели, а она очевидна: в условиях кризисных явлений на мировых рынках и сопутствующей волатильности — формировать условия гарантированного роста экономики страны, в том числе с учётом потенциала ТЭКа, а также обеспечить выход наших компаний на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.