Давление с Запада заставляет РФ задуматься о диверсификации экономики. Свое видение новой экономической политики, в частности, в топливно-энергетической отрасли изложил глава "Роснефти" Игорь Сечин. По мнению президента госкорпорации, пришла пора не только активного освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока, но и создания альтернативы ОПЕК…
В письме, которое направил Игорь Сечин российскому главе Владимиру Путину в преддверии заседания президентской комиссии по ТЭКу, глава крупнейшего госпредприятия обозначил несколько мер, которые позволят защитить отрасль от западных санкций. Одной из главных мер, по мнению Сечина, должно быть ускоренное распределение новых месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке между компаниями, "мажоритарными акционерами которых являются российские юридические или физические лица". Кроме того, бизнесмен заявил о необходимости снижения тарифов госмонополий в регионе, либерализации экспорта газа и отмене широко обсуждаемого "налогового маневра". Насколько эти меры эффективны и чем наращивание добычи на востоке страны может уберечь ее экономику от санкций, Pravda.Ru решила поинтересоваться у экспертов.
Генеральный директор Инфотэк-терминал и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Руслан Танкаев рассказал, о том, какое значение для нефтедобывающих компаний может сыграть распределение месторождений в указанных регионах:
"Могу вам сказать, что есть очень большая разница между, например, Дальним Востоком, я имею ввиду по окрестностям Сахалина, и Восточной Сибирью. Восточная Сибирь требует действительно значительного облегчения налогового бремени, потому что там иначе не идет разведка новых месторождений, то есть, идет очень медленно и плохо. А на Дальнем Востоке, имеется ввиду на Сахалине и на шлейфе Сахалина, там ситуация попроще, получше, там не нужно таких уж сильных льгот. Для Восточной Сибири реальным совершенно путем является освобождение как от налога на добычу полезных ископаемых, как и частичное либо полное освобождение от таможенных пошлин. Но правительство на это не идет, поэтому открывается в Восточной Сибири в год 2-3 месторождения, так как при нормальных объемах геолого-разведочных работ, должны были бы открывать по 30-40", — заметил Руслан Танкаев.
Читайте также: РФ и Иран разрушат монополию нефтедоллара
Но почему именно сейчас Игорь Сечин заговорил о необходимости распределить месторождения? Почему именно на фоне санкций? Просто потому, что будущее перестало быть определенным и выверенным, и по сути, крупный сырьевой бизнес опасается этой неизвестности? Как заметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru специалист по экономической безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Вениамин Вутянов, отчасти так оно и есть. То есть Сечен, как хороший хозяйственник и как человек, на данный момент приближенный к президенту, хочет обеспечить базис для своей компании на долгие десятилетия вперед, чтобы была работа и постоянная прибыль. Однако, по мнению эксперта, остается большим вопросом, осилят ли новые месторождения российские компании?
"Не будем скрывать тот факт, что компания "Роснефть" и "Газпром" являются злейшими конкурентами, причем фактически и та, и другая компания имеют бизнес, как нефтяной, например, "Газпром" имеет компанию "Газпром нефть" (бывшая "Сибнефть"), так и "Роснефть" пытается так или иначе влезть в газовый бизнес различными, всевозможными способами. Соответственно, основная проблема — это распределение месторождений. Причем, в общем-то, тот механизм и та структура распределения, которая имеется на сегодняшний день, предполагает достаточно длительный срок. На это, видимо, и хочет сделать акцент господин Сечин, чтобы не выдерживались эти длительные сроки. Здесь есть определенный смысл, определенный момент, который может повысить эффективность деятельности компаний. Другое дело, что хорошо, допустим, мы убыстренно все распределим, а хватит ли ресурсов и сил у самих компаний? Мы распределимся, да, смогут ли они всеми месторождениями заниматься?
Мы знаем, что, например, у компании "Роснефть" есть длинные проекты, которые до сих пор у нас, о которых больше разговоров, чем реальных дел. Например, тот же самый проект освоения Восточной Сибири, Иркутской области — это очень долгоиграющий проект, очень глубокое залегание нефти, более 3,5 километров, они еще с этим не разобрались, не говоря уже про всевозможные строительства нефтеперерабатывающих заводов во Владивостоке и так далее. Есть длинные проекты, которые очень долгосрочные, "Роснефть" с ними не может справиться. Не возникло бы такой ситуации, при которой сейчас "Роснефть" наберет еще проектов, а они будут у нас, как в СССР называлось, замороженный долгострой, они останутся где-то там на запасных путях?".
Читайте также: "Газпром" катит баллоны на Кавказ
При этом совершенно неудивительно прозвучала инициатива Сечина, предполагающая отмену налогового маневра — того, который направлен на резкое снижение пошлин, акцизов и резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых. Парадоксально, но здесь Сечин выступает и в интересах простых граждан, на плечи которых так или иначе ляжет этот самый повышенный НДПИ, ибо знаем же мы, что любое давление на крупный сырьевой бизнес мгновенно отражается на нас с вами — тех, кто ходит в магазины, заправляет автомобили, отапливает свои дома и квартиры и так далее. Именно поэтому против налогового маневра ранее уже выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Да и неприятие Сечиным этой меры вряд ли для кого-то новость. Ранее в СМИ уже озвучивалось мнение, что президенту крупной сырьевой госкомпании такой план не понравился в связи с тем, что он может негативно отразиться на проекте Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Впрочем, сам Сечин объяснил свою позицию тем, что одно лишь упоминание "налогового маневра" сразу ухудшает инвестиционную привлекательность целого ряда отраслей.
Наибольшее внимание из озвученных предложений главы "Роснефти" привлекло, конечно, предложение о создании "альтернативного ОПЕК" с такими членами, как Россия, Иран, Венесуэла, Ангола, Бразилия, Казахстан. И хотя эта инициатива не была включена в повестку прошедшего накануне совещания, эксперты ею крайне заинтересовались.
Читайте также: Торг по-киевски - экономический терроризм
"Это вообще хорошее предложение, — поделился своим мнением Рустам Танкаев. — Оно имеет большой смысл. С перечисленными странами у нас дружеские отношения, в том числе и с Ираном, и общие интересы, поэтому здесь, конечно, будущее у предложения есть, и это будущее хорошее. ОПЕК — организация, которую можно было бы назвать организацией исламского мира. В значительной мере решения ОПЕК диктуются не только экономическими стимулами, но и политическими тоже. У государств, которые вы назвали — это Казахстан, Россия, Иран — немного иные стимулы, хотя, конечно, экономика общая, и необходимость регулирования цен на нефть и нефтепродукты, безусловно, присутствуют и там, и там.
Но дальше есть некоторые расхождения. Например, вряд ли Иран мог бы объединиться с Саудовской Аравией на нефтяном рынке, у них разные рынки сбыта и разное стимулирование. Конечно, Иран — это исламская страна, но и в исламском мире тоже есть свои группировки. Что касается России, Россию отнести, конечно, к какому-то конкретному миру, к христианскому, или исламскому, или буддистскому, нельзя, Россия — многоконфессиональная страна".