Угроза срыва переговоров о создании Евразийского экономического союза из-за условий главы Белоруссии Александра Лукашенко приковала к себе внимание мировой общественности. Почему Москва с легкостью пошла на уступки Минску и как развивается экономика Белоруссии в эфире Pravda.Ru ответил консультант Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС Вадим Моденов.
- В плане создания Евразийского экономического пространства, чем России и другим членам объединения интересна Белоруссия?
- В этой стране нет своих ископаемых, нет своей энергетики, нет своего металла, то есть - почти ничего нет. И эта страна - Беларусь - выпускает самые большие самосвалы, она вообще выпускает всю линейку товарно-стратегической продукции у себя в стране, начиная с электроники, кончая большой техникой - холодильники, микроволновки... То есть она себя кормит, не имея ничего.
Там очень хорошая инфраструктура, там лояльные и подчиненные задачам чиновники. Мои друзья часто ездят в Белоруссию и удивляются, насколько там высокое качество жизни. Средняя зарплата небольшая, она стабильная, но качество жизни очень хорошее. Там сохранена высшая школа и научные школы, вся страна учится. Нам есть в чем брать пример с Беларуси. Там всех студентов после выпуска устраивают на производства, то есть они не выпускают их в никуда.
В России 75 процентов выпускников уходят торговать телефонами даже из хороших ВУЗов, потому что нет для них хороших мест. В Белоруссии почти нет мигрантов, потому что белорусы берутся за всю работу сами. Это - управляемая страна с управляемыми чиновниками, которые заботятся о своих людях. И это видно везде. Там не правит олигархия. В Украине они правят, результат мы видим.
В Белоруссии способны внедрять новые технологии и производства. У нас часто говорят: инновации, модернизации, внедрения... Они у нас есть? А там инновации есть. С модернизацией тоже неплохо. У нас есть, что модернизировать, но с внедрением сложно: куда и где, кто заказчик? А в Белоруссии они берут и внедряют у себя в стране. Туда не пришли новейшие технологии, но они настолько оптимизировали технологии 80-90-х годов, что стали делать очень качественно. И у них очень хороший импорт-экспорт. Там по сути дела плановое хозяйство.
Читайте также: Как уступить белорусам, не обидев русских
Я знаю две страны, в которых возможно быстрое внедрение. Это - Китай и Белоруссия. К примеру, я захотел заказать ручку. В Китае на следующий день мне дали ручку, плохую, некачественную, но я готов обсуждать качество ручки, они готовы дорабатывать. То есть внедрение пошло. В Белоруссии через месяц мне дадут качественную ручку. Время там требуется несколько больше из-за системы внедрения и чиновничьих процедур. Но это не значит, что система хуже. С Белоруссией можно работать, брать у них технологии управления, учиться тому, что у нас потеряно безвозвратно.
- Про Белоруссию часто говорят, что там правит социализм, что там остался предыдущий строй. Чем отличается Белоруссия от России 30- летней давности?
- Там все-таки есть частный бизнес, частная и государственная кооперация. И они за счет правильного управления выпускают качественную продукцию. Лукашенко поставил задачу по укреплению безопасности. Поэтому начиная с хлеба, стратегических товаров, зубных щеток и до костюмов, техники, все что может производиться в стране, делается. Его есть, за что уважать. Белоруссия не только работает на Россию, она работает на третьи страны, работает на Европу. У них очень много корпораций, они по всему миру торгуют. Где-то успешно, где-то не очень. Дело в другом - это наш партнер.
- В каких сферах России наиболее выгодно сотрудничать с Белоруссией?
- Возглавляющий Союзное государство Григорий Рапота и руководитель Дагестана Рамзан Абулатипов недавно подписали соглашение в сфере взаимодействия и создания на территории Дагестана отверточных технологий из Белоруссии. Будет налажен выпуск холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники и электроники. Будет производится сборка мебели, тракторов, газовых плит. А у нас есть программа по газификации ЮФО. Эти фирмы и бренды Белоруссии очень хорошо работают на территории России. Это - хороший бизнес, государственно-частное партнерство и международное разделение труда. Сейчас группа из Дагестана готовится к поездке в Беларусь, чтобы изучить опыт средне-технических и высших учебных учреждений.
Читайте также: Александр Лукашенко: Украину на Западе никто не ждет
Александр Лукашенко: В Белоруссии невозможен "украинский сценарий"
В Беларуси хорошо поставлено образование, поэтому там квалифицированная рабочая сила. И предусмотрена мотивация, чтобы заинтересовать специалистов. Бизнес тоже должен включаться, но на него много не повесишь. Да и мало у нас среднего бизнеса, и с ним очень все непонятно. А крупный бизнес - это госкорпорации, поэтому уже зависит от чиновников. Нам нужно развивать взаимовыгодное межгосударственное сотрудничество во всех сферах.
- Недавно Александр Лукашенко выдвинул такие условия, что едва не поставил под угрозу срыва создание Евразийского экономического союза. Как вы это прокомментируете?
- Это игра. Нормальная игра. Он отстаивает свой народ. Он отстаивает свои интересы в этом плане. Он должен позиционировать себя в небольшом государстве как хозяин. Он не боится никого, он отстаивает интересы своих людей. Каждый хочет для себя лучших условий. Подумали, обсудили и договорились. Белоруссия уже работает в кооперации с Россией. Причем это не Украина, которая не работает на совместные дела, но имела газ по льготной цене. А Белоруссия полностью работает с рынком России. Она часто инициирует развитие и укрепление сотрудничества, она была инициатором по поводу таможни.
- Что еще общего и какие различия в наших отношениях с Белоруссией и Украиной?
- Все в советском пространстве занимали свою нишу. Украина - это синтезированное государство. И отдельной Белоруссии раньше не было. Но Лукашенко много делает для того, чтобы это государство состоялось. Он развивает интеграцию с Россией, но не хочет раствориться в России. С Украиной ситуация другая. Они изначально были, как компас с разными стрелками. Одна стрелка показывала на Запад, другая - на Восток. Я даже по армии помню. Западенцы, украинцы из центральной части, восточных и южных территорий - разные люди по ментальности и восприятию. Их нельзя объединить. Так исторически сложилось.
- Насколько в Белоруссии развиты малый и средний бизнес? Легко ли там открыть свое дело?
- Достаточно легко. Приходишь и работаешь. Если есть там ниша, то пожалуйста. Никаких сложностей, кучи документации, бумажной волокиты как у нас, нет. Конечно, чиновничий мир везде похож, и государство есть государство. Могут быть частные сложности, но не большие. Инвесторов там ценят, и за инвестиции с чиновников спрашивают. Можно пожаловаться, и будет очень быстрая реакция.
Читайте также: Чего боится Александр Лукашенко
- Какие задачи у совместного кадрового центра?
- Цели и задачи - это работа с трудовыми ресурсами: обучить, переобучить, трудоустроить, перенаправить. Он содействует трудоустройству как в Белоруссии, так и в России. У нас есть совместные программы по подготовке кадров. Чего нет у нас, мы можем взять у них. Это - механизм с обратной связью. Он создавался с 2003 года, отрабатывался на площадке ЕвроАзЭС. Кроме прочего центр способствует легальной миграции и борьбе с нелегальной. Нам объективно выгодно быть вместе, в Союзе. Они отработали и адаптировали многие западные технологии. Они успешны, потому что они работают с технологиями. Это и нам очень нужно. Они готовы обучать. Это уже происходит в ряде наших регионов. Теперь в Дагестане тоже будет производство и обучение персонала. Людей надо учить.