Девять моделей машин иностранных марок выпускается на четырех автозаводах Петербурга. Власти второго по значимости российского мегаполиса готовы создать особые экономические зоны для городского автокластера. Для чего это делается? Связано ли это со слухами о сокращении российско-иностранного автопроизводства в свете санкций в отношении России?
Напомним, что сейчас на четырех автомобильных заводах Санкт-Петербурга выпускается девять моделей автомобилей: Chevrolet Cruze, Opel Astra, Chevrolet Trailblazer, Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano, Toyota Camry, Hyundai Solaris, Kia Rio. По итогам первого квартала этого года в автокластере Питера, конечно, есть незначительное падение, но оно, как говорят экономисты, частичное, некритичное и незначительное — примерно около трех процентов. Но на некоторых заводах есть и такое же по размеру повышение.
В общем, на фоне слухов о якобы сокращении российско-иностранного автопроизводства, с учетом снижения в недалеком будущем году таможенных пошлин, питерский Смольный действительно реально прорабатывает вопрос о создании Особых экономических зон, предназначенных специально для тамошних автопроизводителей. Резиденты ОЭЗ получают, как известно, существенные налоговые и таможенные льготы. В частности, они не платят таможенную пошлину на ввоз импортного оборудования и некоторых комплектующих, а еще получают льготную цену на выкуп участков и разнообразные налоговые послабления, которые и принято называть преференциями.
Читайте также: Престиж России доверили родному автопрому
"Это связано с тем, что сейчас питерские заводы начали развивать мощности и они просто превышают спрос. Мы ведем большую сборку иностранных автомобилей. Она по мощности больше, чем запросы внутреннего рынка. А экспортную составляющую наши компании не продумали. Вот это беда, — рассказал Pravda.Ru доктор экономических наук, профессор-эксперт ЮНИДО, член президиума правления Общества "Знание", ведущий научный сотрудник кафедры "Маркетинг и экономика предприятия" Московского госуниверситета технологии и управления Владимир Третьяк. — Это не имеет связи с курсом рубля и рецессией. Если количество производства увеличить в два раза, будут пробки. Это любому понятно, а у нас это не всегда понимают. У нас считают, что чем больше автомобилей делают, тем лучше. Спрос же определяется не только покупательской способностью, которую предложили консультанты-эксперты. Я например, перестал ездить на машине. И зачем покупать новую? Поэтому это недочет экспертов и производителей…".
"Конечно, заводы испытывают трудности, как, собственно говоря, любая промышленность, — поделилась с Pravda.Ru своим мнением директор фонда "Посткризисный мир" Екатерина Шипова. — В России уже примерно года два почти нулевой экономический рост, это очень сложная ситуация. Нам для того, чтобы не просто оставаться на том же уровне, а развиваться, что называется, в парадигме развития, нужно минимум иметь три-четыре процента экономического роста в год. Соответственно, этот рост надо стимулировать — любые преференции для производителей, приемлемая процентная ставка, будут этому способствовать. На мой взгляд, это очень правильный вариант. Вопрос в том, чтобы это именно работало свободной экономической зоной, а не превратилось в очередную отписку, как это у нас часто бывает!".
Внешнеполитическая обстановка, то есть санкции против России в связи с положением на Украине, по большому счету, не являются здесь определяющими. Санкции санкциями, но, например, весь пакет документов по "Газпрому" был подписан при этом прекрасно, а Миллер не попал в расширенный список персон нон грата. Это говорит о том, что политика политикой, но бизнес, тем более глобальный бизнес, диктует свои условия, в том числе и политике. И это, в общем-то, ожидаемо и нормально. Все в мире понимают, что изоляция России может привести к тому, что мы успешно и быстро переориентируемся с Европы на Китай!
Читайте также: Российский автопром сгубили большевики
"Собственно, вся обстановка в мире сейчас не очень благоприятна экономически, — добавила Екатерина Шипова. — Если США, что называется, выбрался из ямы, то Европа продолжает оставаться в экономических проблемах. И у нас эти проблемы серьезные, у нас рецессия идет. И явно нужны прорывные, серьезнейшие реформы, которые позволят нам прорывно проводить модернизацию, расширение производства, индустриализацию и так далее".
В общем, создание ОЭЗ в питерском автокластере — давно надо было делать, и слава богу, что хоть сейчас это как минимум озвучено. Никто в мире не будет работать в убыток себе. Но в данной ситуации к экономическим преобразованиям та самая политика, которая связана с Украиной, вроде бы экономику и подтолкнула! Страна парадоксов у нас…
Ну, с Питером вроде бы понятно. А как с другими российско-иностранными производствами? Так вот, один из крупнейших мировых автопроизводителей, Volkswagen Group, не будет отказываться от программы расширения производства в России, несмотря на принятые в отношении производителя санкции из-за ситуации с Крымом. Об этом "Коммерсанту" сообщил глава группы Мартин Винтеркорн. Компания намерена продолжить инвестиции в Россию, вложив до конца 2015 года 840 миллионов евро. Также Volkswagen намерен увеличить продажи своих автомобилей в России на 60 процентов — с 303 тысяч до полумиллиона единиц.
Очевидно, что, даже несмотря на санкции и "непонятки" с Украиной, российский автомобильный рынок по-прежнему привлекает практически всех ведущих иностранных автопроизводителей. Еще бы: в нашей стране до сих пор имеется значительный неудовлетворённый спрос на автомобили, по уровню автомобилизации Россия отстаёт от многих стран. Так что нашему рынку есть, куда расти. И, естественно, что автопроизводители заинтересованы в увеличении своей доли здесь, расширении своего присутствия у нас.
Читайте также: "Спасение АвтоВАЗа - социальная задача"
Не исключено, что в ближайшее время и другие автомобильные компании объявят об аналогичных планах в России, то есть будут стремиться расширять своё присутствие здесь, выводить новые модели на рынок, расширять производство. Понятно, что введение санкций против России может повлиять на бизнес автопроизводителей, однако, скорее всего, их влияние на промышленные компании будет не столь значительным, как этого хотелось бы тем же Соединенным Штатам. Иностранные, в первую очередь европейские автопроизводители уже вложили в нашу страну миллиарды долларов. И вряд ли они готовы потерять "свои кровные" из-за санкций, вызванных политикой.
Кстати, у большинства иностранных автомобильных компаний уже давно открыты собственные производства в России. Так что их, в какой-то мере, можно считать и отечественными компаниями. Так что, между прочим, и России не выгодно вводить санкции против таких заводов. Так что иностранный бизнес тут может не переживать.
Как это ни парадоксально звучит, но некоторое понижение курса рубля может положительно сказаться в этой сфере. Снижается себестоимость продукции для иностранных рынков, и в том числе стоимость рабочей силы. Короче, есть сферы, в которых от санкций, если все делать по уму, как в Питере, Россия не только не потеряет, но еще и приобретет.
Санкции, конечно, сами по себе неприятны, как поход к врачу. Но, в конце концов, если потерпеть, результаты врачебной санации, согласитесь, вдохновляют!