Российское правительство намерено облагать НДС телекоммуникационные услуги, которые оказывают иностранные IT-гиганты. Под повышенное налогообложение подпадет и иностранный хостинг для российских сайтов. Соответствующий законопроект с поправками в Налоговый кодекс планируется принять до конца года. Но не повысится ли цена продукта для россиян?
Подразумевается, что Минфин обложит НДС даже такие известные американские Apple, Google и Microsoft, без информационного продукта которых не то, что в современном мире не прожить, но даже, извините, этих строк на компьютере набрать невозможно…
"Я полагаю, что речь идет о неких взаимных санкциях, потому что эта тема возникла не на пустом месте, — рассказал в интервью Pravda.Ru член комиссии Общественной палаты РФ по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации Сергей Ряховский. — И раз некоторые политики или страны выступают против российских компаний, отвечать им надо. Но это дело больше имеет отношение к политике, нежели непосредственно к бизнесу. Насколько эти налоговые меры принесут, скажем, дивиденды нашему бюджету, говорить еще рано. Хотя, наверное, какой-то доход и будет".
Читайте также: Российская налоговая добралась до офшоров
В общем, речь больше идет о политике. Но речь идет все-таки о глобальных информационных структурах, интернет-ресурсах, на которых у нас, по сути, держится чуть ли не "наше все". "Мне кажется, это перебор!", — считает член Общественной палаты РФ Сергей Ряховский. По его мнению, по таким вещам нужно более глубоко советоваться с экспертами, аналитиками. Сейчас все идет по принципу: вы нам, мы вам. С другой стороны, бизнес все равно, так или иначе, диктует свои условия, и нужно сначала посмотреть, как эта система действует в других странах, где эти операторы и компании работают. Причем, детально, а не на ходу, на скорую руку.
Повысится ли в таком случае цена продукта для россиян? Конечно, повысится, считает Сергей Ряховский. Ведь это информационный продукт, и если повышается цена на его доставку в РФ, то, конечно, бизнесмены не будут работать себе в убыток…
Хотя есть и мнение, что налоговые обязательства по выплате НДС в российский бюджет, возложенные, как сейчас принято говорить, на "наших западных партнеров", могут в какой-то мере привести и к развитию собственного рынка в этой сфере.
"С моей точки зрения все действия, возможные со стороны правительства, которые могли бы поддержать российскую IT-индустрию, нужно предпринимать, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru член экспертного совета журнала "Советник", депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по культуре и подкомитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. — Более того, эта тема уже активно обсуждалась — чтобы, например, государственные компании работали только с российскими IT-компаниями. Тем более, что с точки зрения технологии и специалистов мы не уступаем ни в чем международным компаниям, представляющим свои услуги здесь на рынке. И в этой связи дальнейшие шаги по усилению конкурентоспособности и получению заказов, подрядов и развития собственной IT-индустрии со стороны правительства оказывают положительное влияние".
По мнению депутата, на сегодняшний день российская IT-индустрия не уступает по качеству и по сервисам международным предложениям различных компаний. Если кто-то хочет выбирать международные компании, он имеет право, и такие услуги должны остаться на рынке, но с точки зрения экономики, экономические преимущества должны иметь в этой связи российские компании.
"Я не вижу здесь никаких проблем. Мы должны развивать собственную IT-индустрию!" — добавил Леонид Левин. Ну что ж, от такого заявления веет если не экономическим оптимизмом, то хотя бы здоровым патриотизмом. Что тоже по нашим временам, согласитесь, неплохо…
Читайте также: Как налоговые каникулы стали галерами
Как ранее писала Pravda.Ru, сейчас НДС со стоимости телекоммуникационных услуг (предоставление хостинга для российских сайтов, сервисы видеозвонков и онлайн-месседжеров, проката и продажи аудио- и видеофайлов, платное предоставление пространства на серверах для хранения электронных документов и тому подобное) компании платят только в случае, если поставщик услуг осуществляет свою деятельность на территории страны. Если же он зарегистрирован в офшоре или на территории другого государства, то его услуги российским НДС не облагаются.
А в случае принятия законопроекта, рожденного в недрах Минфина, под повышенное налогообложение могут попасть и ряд сервисов по прокату и продаже аудио- и видеоконтента, сервисы по предоставлению видеозвонков Skype, Viber, месседжеры Whatsapp и Telegram, а также все зарубежные компании, предоставляющие хостинг для российских сайтов. Но это будет относиться как к зарубежным компаниям-поставщикам, так и к фактически российским компаниям-поставщикам услуг, но зарегистрированным в иностранных юрисдикциях и офшорах (например, зарубежные "дочки" российских компаний).
Как пишут "Известия" со ссылкой на источник в правительстве, сама могучая законотворческая идея заключается в том, чтобы прописать в Налоговом кодексе, что местом реализации IT-услуг будет признаваться место осуществления деятельности покупателя, а не продавца. Соответственно, предоставление этих услуг будет подпадать под российское налогообложение.
Подобная схема уже была одобрена на заседании Налогового комитета Организации экономического сотрудничества и развития летом прошлого года. Хотя ничего особо нового тут нет, наше правительство — отнюдь не пионеры в этой сфере: это как бы общемировая практика по противодействию размывания налоговой базы и перемещению прибыли.
Санкции санкциями, но рынок IT-технологий в России огромен, и мало кто даже приблизительно может сказать открыто, каков его реальный объем. Официальной статистики, сколько тратят россияне, например, на покупку контента — вообще нет. Однако некоторые исследования все-таки говорят, что речь идет о гигантских суммах.
Читайте также: Как перекроить экономику и уйти от давления?
Так, по данным East-West Digital News (EWDN) российский рынок цифрового контента оценивается аж 1,4 миллиардов долларов (доходы от платной подписки и по рекламной модели). На видео приходится около двух процентов от всего объема рынка, на игры — 97, а на музыку и книги — один процент. Потребителями онлайн-видео являются, по самым скромным подсчетам, более 40 миллионов россиян, пишут "Известия".
Что будет, когда стоимость IT-услуг и тому подобных компьютерных штучек подорожает как минимум на 18 процентов, то есть на сумму НДС, пока никто не знает…
Точнее, кое-кто таки знает. Вот комментарий под одной из статей на вышеозначенную тему: "Эх, неужели в России еще не поняли, что реальных налогов из виртуального мира все равно не дождаться? Ведь у виртуалов способов обойти любой закон намного больше, чем самих законов"… Дальнейшие комментарии излишни.