Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий лицензирование деятельности по управлению жилыми домами. Цель документа — резко ужесточить контроль над сферой ЖКХ. Однако некоторые депутаты отнеслись к документу с сомнением. Так нужна ли процедура доплицензирования в ЖКХ? Вылечит ли это нашу коммуналку? Мнения экспертов Pravda.Ru разделились.
Ни у кого из представителей нижней палаты российского парламента — ни тех, кто принял новый документ в первом чтении, ни тех, кто был против или воздержался — не возникло сомнений в святых целях принятия документа. С коррупцией бороться надо — это аксиома. И то, что ЖКХ у нас одна из самых коррумпированных сфер, уже, к сожалению, стало аксиомой.
Управляющие компании (УК) в целом по России управляют 78 процентами площадей жилых многоквартирных домов, еще 10 приходится на товарищества собственников жилья (ТСЖ). Интересно, что даже, по официальным данным, остальными жилыми площадями в России не управляет никто. Хотя "оставшиеся" жилища находятся в основном в сельской местности или в так называемом городском частном секторе, еще одну аксиому — что у нас страна парадоксов — тоже никто не отменял.
Законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", в соавторах которого, между прочим, числятся около полутора сотен депутатов разных фракций (рекорд этого законотворческого года!), набрал 243 голоса "за" при минимально необходимых 226 голосах. То есть голосование было на грани.
Если законопроект в конце концов (естественно, после необходимых доработок) примут, то УК (да и не только им, еще и ТСЖ) придется получать лицензии на управление многоквартирными домами, действующие лишь в одном регионе. Процесс, если все будет принято, начнется 1 сентября 2014 года и завершится 1 мая 2015 года.
Читайте также: Все бремя ЖКХ взвалили на плечи потребителей
Против документа голосовали (или воздержались) депутаты самых разных политических воззрений и фракций, считающие, что новации лишь усилят и без того ужасающую коррупцию в ЖКХ. Как сообщают СМИ, голосование было не фракционным, а свободным. Кстати, по данным СМИ, в России число жалоб на ЖКХ в различные инстанции растет ежегодно на 20 процентов.
О том, почему все-таки стоит вводить дополнительное лицензирование в сфере ЖКХ, Pravda. Ru рассказал заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин: "Я выступал от комитета в Государственной думе и потом брал слово выступления от фракции, естественно, я поддерживаю этот законопроект, и не только потому, что его поддержали президент и премьер. Перед нами в Госдуме выступал генеральный прокурор, он приводил совершенно ошеломляющие цифры: примерно 305 тысяч преступлений в области ЖКХ, это рост на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Количество денег, которые были похищены в 2013 году, составили 3,5 миллиардов, а удалось вернуть назад только 86 миллионов, это два процента".
По мнению депутата, объем хищений, нарушений, которые существуют в сфере ЖКХ, действительно беспрецедентен. И теперь, после местного лицензирования, появится дополнительный инструмент контроля. А также появятся профессиональные стандарты, потому что для того, чтобы получить лицензию, должностное лицо в управляющей компании должно сдать квалификационный экзамен.
"У граждан должно быть право вето на отзыв лицензии, чтобы здесь беспредела какого-то в отношении управляющих компаний не было. А возражения насчет того, что мы убиваем рынок, — могу точно сказать, что-то, что сейчас есть в этой отрасли, — это не рынок, а самый настоящий базар, где продаются гнилые фрукты и испорченная шаурма, — добавил в беседе с корреспондентом Pravda. Ru Александр Сидякин. — Поэтому мы должны сначала сделать его реальным рынком через такие инструменты, а потом отпустить!"
Предполагается, что лицензирование не ляжет на плечи собственников. Планируется, что стоимость лицензии будет примерно равна стоимости госпошлины. "Те, кто добросовестный, тому вообще бояться нечего, тем, у кого рыльце в пушку, мы этот пушок сбреем!" — добавил депутат Госдумы.
Читайте также: Услуги ЖКХ: плати вперед или проиграешь
Но вот какое дело — большинство не парламентских специалистов по этой теме не согласны с депутатами, которые стояли у истоков этого законопроекта. Приведем, например, мнение, которое высказала в беседе с корреспондентом Pravda. Ru известный эксперт в области ЖКХ Евгения Юнисова: "Боюсь, что этот законопроект в данной ситуации не поможет, потому что такое регулирование в виде лицензирования призвано к достижению совсем других целей. Глубина проблемы совершенно в ином!"
Риски, которые управляющие организации несут, вызывают очень большие сомнения в том, что этот закон на самом деле будет отвечать тем задачам, которые декларируются. Эксперта также смущает то, что под сферу действия законопроекта попадают еще и ТСЖ, и жилищно-строительные кооперативы, в управлении которых тоже находится немалая часть жилфонда. Определенная дискриминация налицо: законопроект ставит УК, ТСЖ и кооперативы явно в неравное положение, считает Евгения Юнисова.
Ну что ж, наверное, если этот законопроект, если его доработают при подготовке к последующим чтениям в нижней палате парламента, в сфере ЖКХ что-то в какой-то степени и упорядочится (может быть), но вот основные проблемы все равно не решатся. А основные проблемы — это износ жилищного фонда, недостаточность денежных средств на его содержание и дискриминационное положение управляющих компаний по сравнению с ресурсоснабжающими…
В общем, госрегулирование в очень сложной и, прямо скажем, достаточно "мутной" сфере ЖКХ решено вводить через выдачу "местных" лицензий для "входа на рынок". Но ведь это, если разобраться, некоторым образом противоречит курсу последних лет на сокращение лицензируемых видов деятельности! Ну что ж, остается только надеяться, что наши депутаты все-таки разберутся c определенными проблемами и доработают законопроект.