Российско-китайское сотрудничество набирает обороты в свете санкций против РФ со стороны Запада. КНР поддержала Россию, когда западные страны начали антироссийскую кампанию. Теперь США грозит обрести мощного конкурента в лице союза таких крупных стран, как Китай и Россия. Какие интересы стороны смогут реализовать в ходе передела мирового рынка?
Пару дней назад со ссылкой на источник в дипломатических кругах в российских СМИ появились сообщения о том, что властям США не удалось склонить к вводу антироссийских санкций китайское руководство, хотя на это было потрачено немало времени. Попытки Барака Обамы убедить главу КНР поддержать меры давления на Россию якобы продолжались с начала марта, но успехом не увенчались. Тем временем, переговоры о поставках газа между Россией и Китаем подошли к завершающему этапу.
Пока остался всего один нерешенный вопрос — базовая цена на газ. Для Китая переход на газ стоит крайне остро, поскольку использование угля практически довело страну до экологической катастрофы. Весь мир облетели фото и кадры Пекина, окутанного удушающим смогом. Для России в свете последних событий и твердого решения Евросоюза максимально сократить энергетическую зависимость от России поиск новых рынков сбыта также является очень важным вопросом.
Газовый контракт должен быть подписан в мае, когда в Пекин с визитом прибудет российский президент Владимир Путин. Эксперты не исключают, что Газпром согласится на такое условие, как допуск китайских компаний к добыче газа, пусть даже символически. Собственно, этот вопрос для китайцев интереснее даже, чем вопрос цены. Впрочем пока об исходе газовых переговоров можно только строить предположения, чем и занимаются экономисты, с любопытством ожидая финала.
Читайте также: "Идет колоссальный передел газового рынка"
"Россия является для Китая важнейшим поставщиком энергоресурсов и углеводородов в целом, поэтому для Китая важнейшей частью сотрудничества является расширение, с одной стороны, поставок газа и нефти, а, с другой стороны, споры о цене, то есть удешевление, — рассказал профессор и заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. - В этом случае у Китая сейчас появляется козырь, учитывая газовые проблемы на западном направлении. Это то, в чем есть интерес Китая. Второй интерес Китая, если говорить о торговле, — это еще более тесное стратегическое сотрудничество с Россией в области военных технологий. Потому что, конечно же, Китай стремится заметно усилить свои вооруженные силы. И неслучайно Китай сразу после введения санкций предложил, хотя сейчас это предложение пока не подтверждено, купить большую партию российских Superjet и вообще расширить именно технологическое сотрудничество".
России же, по словам востоковеда, интересно технологическое сотрудничество с Китаем несколько в другом разрезе — привлечение инвестиций на Дальний Восток, где планируется развивать технопарки. В случае, если китайские инвесторы обратят внимание на дальневосточный регион России (хотя, как нам известно, интерес китайцев обращен на эти земли уже давно), можно будет решить проблему занятости населения этого отдаленного региона. По замечанию Алексея Маслова, для технопарков не требуется большого количество населения, зато необходимо хорошо образованное население и хорошая организация этих особых экономических зон.
"Нам на Дальнем Востоке, конечно, нужны инвестиции, китайцы могли бы это сделать, но они очень-очень аккуратно тратят свои деньги, они должны четко знать, что они от этого получат, должны быть взаимные интересы, — замечает доктор наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Людмила Бони. - Конечно, они хотели бы использовать свою рабочую силу, а у нас рабочей силы там мало, поэтому, если у нас были бы хорошие законы и все это было подконтрольно, то использовать инвестиции и рабочую силу совсем неплохо для подъема нашего дальневосточного экономического потенциала. Но пока не получается с нашей стороны".
Читайте также: Платежная система: по-русски или по-китайски?
А что касается сотрудничество РФ с Китаем по части оборонки, то вряд ли наш ВПК в этом нуждается. Как полагает эксперт, здесь для России главная задача показать себя, как страну, способную действовать как на западном, так и на восточном направлениях. А что касается Китая, то не следует забывать и о нехватке сельскохозяйственных угодий на территории Поднебесной, о чем подробно писала ранее Pravda.Ru. Сотрудничество в этом направлении тоже может дать положительные результаты для обеих сторон.
"Если нас совершенно отрежут от всякого импорта, нового оборудования и так далее, мы что-то сможем взять в Китае, они с удовольствием нам все это отдадут, у них уже это есть, не только для сельского хозяйства, но и для промышленных целей, для модернизации, для технической реконструкции и так далее. Мы можем к ним обратиться по отдельным позициям, это так, — замечает Людмила Бони. — Что касается сельского хозяйства, мы очень разные, нам надо развивать Дальний Восток и приграничные районы поднимать, потому что там и земли пустуют, и сельскохозяйственные угодья есть. Китай заинтересован, у него не хватает пашней и очень сильно не хватает, и поэтому он заинтересован в том, чтобы расширять свой экономический потенциал за счет аренды и какого-то развития земельных ресурсов прилежащих государств. И я знаю, что у нас на Дальнем Востоке: они арендуют довольно большие куски пашни. Они у нас арендуют сейчас 420 с лишним тысяч гектаров. Их интересует вот это".
Читайте также: США назло России отморозят себе уши
Таким образом, потенциал для сотрудничества между странами довольно широкий и старт этому сотрудничеству, скорее всего, даст разрешение вопроса о газовых поставках в Поднебесную, что должно окончательно решиться уже в ближайшие недели. Пока этот вопрос остается очень тонким…
"Нас, конечно, не интересует продажа Китаю дешевого газа только ради поддержания добрых отношений с Китаем. Все-таки это бизнес, это коммерция. И учитывая, что мы будем терять (и уже сегодня теряем) определенные прибыли на западном направлении, нам важно, по крайней мере, не уронить ценности в Китае", — подогревая интригу, заключил Алексей Маслов.