Российское село вымирает, а с ним истощается и сельскохозяйственное производство. Несмотря на прямые мольбы сельхозведомств и самих фермеров о помощи со стороны государства, этот сегмент пребывает в упадке. Какие меры могут вдохнуть жизнь в отрасль? Можно ли сделать ее рентабельной? И почему все программы поддержки сельского хозяйства терпят крах?
В ходе "Прямой линии" президент Владимир Путин заметил, что для него "сельское хозяйство всегда было важнее, чем пушки". Однако правительственные чиновники, судя по нынешнему состоянию отрасли, вряд ли разделяют приоритеты президента. Сельское хозяйство в современной России последовательно загибается последние 20 лет — то есть ровно с того момента, когда коллективные хозяйства ушли в небытие, и балом стала править рыночная экономика. Окончательным аккордом в этой заупокойной молитве сельскому хозяйству нашей страны стало подписание договора о вступлении во Всемирную торговую организацию, в условиях которого было заведомо прописано минимальное субсидирование российских фермеров и аграриев. Паника среди работников сельхозпроизводства началась сразу, как только стало известно, что России вот-вот станет новым членом организации, в условиях которой, как самый яркий пример, загнулась аналогичная отрасль Латвии.
Читайте также: Как Евросоюз топит периферийные экономики
Решение проблемы сельскохозяйственников принято видеть в субсидировании отрасли со стороны государства. Это субсидирование в 90-е годы прошлого века стремительно сокращалось, да так, что сельхозпроизводство в стране практически окончательно встало. Затем Россия оказалась на пороге вступления в ВТО. В грядущем августе будет два года с момента подписания соглашения, встряхнувшего весь сельскохозяйственный мир. Как рассказывал в интервью Pravda. Ru бизнесмен и политик Константин Бабкин, "если в Америке, в Европе даются субсидии в размере 500 евро на гектар сельскохозяйственных угодий, а у нас 5 евро, значит, надо либо защищаться от европейцев, либо создавать аналогичные субсидии". Но можно ли решить проблему сельского хозяйства только лишь увеличением материальной помощи со стороны государства? И действительно ли слабое финансирование является главной проблемой этой отрасли российской экономики?
"Чтобы получить результат, надо делать комплексно, а у нас делается, простите, затыканием дырок — списать долги или еще что-нибудь. Сельское хозяйство — это очень комплексная штука, очень наукоемка, а где у нас наука? Как говорил Мичурин, сорт решает успех дела, а у нас закрылись большая часть сортоиспытательных станций. Без сортоиспытательных станций не бывает сортов. Кроме того, сельское хозяйство — это еще и технологии, а у нас технологии на уровне начала XX века, — рассказал корреспонденту Pravda. Ru председатель Московского Союза садоводов, главный редактор газеты "Ваши 6 соток" Андрей Туманов. — Понимаете, сельское хозяйство во всем мире ушло очень далеко. У нас оно осталось еще там, и конкурировать оно не может. Кроме того, западные корпорации специально пытаются распускать всевозможные слухи, чтобы технологии сюда не шагнули. Вот, например, те слухи о вредности ГМО распускают как раз западные корпорации, которые не хотят иметь конкурента в виде сельхозпроизводителя в России. А без современных технологий сельское хозяйство так и будет оставаться на том уровне, на каком оставалось. Поэтому говорить можно сколько угодно, сколько угодно деньги выделять, долги прощать, ничего не случится, если мы не займемся сельским хозяйством комплексно".
Читайте также: Китайцы не едят то, что сами производят
Кроме того, по словам эксперта, в России существуют серьезные проблемы с землей, которая "находится в состоянии анархии". До сих пор не проведена земельная реформа, до сих пор не вступила в силу дачная амнистия, да и в принципе любые начинания, связанные с приведением в порядок сельского хозяйства и земли, с большим энтузиазмом разворованной в 1990-е годы, забрасываются на полпути. При этом отдавать сельское хозяйство в ведение рынку — дело неблагодарное и неэффективное. Бизнес будет заниматься только тем, что рентабельно и что быстро возвращает инвестиции, а закапываться в кредитах (а сельскохозяйственная отрасль России сейчас сильно закредитована) ни одному бизнесмену не интересно.
"Во всем мире оно (сельское хозяйство — прим. ред.) поддерживается. Особенно успешно в государстве Израиль, где в пустыне Негеф в теплицах выращивают редиску, а редиска, как известно, влаголюбивая, а в пустыне Негеф вода на вес золота. И температура, которая там есть, чуть не за 40-50 градусов, тоже для редиски не очень хорошо. Приходится воздух охлаждать. А потом еще эту редиску довезти до России на самолетах и здесь развезти по магазинам. Это выгодно для израильских фермеров. Выгодно, потому что помогает государство. А у нас государство так помогает, что невыгодно возле рынка на соседнем поле выращивать, это невыгодно, неконкурентоспособно. Вот две большие разницы", — замечает Андрей Туманов.
О том, почему сельское хозяйство в России находится на грани выживания, в беседе с Pravda.Ru рассказал фермер из Омской области Петр Шумаков:
"Фактически программы разрабатываются, но они до нас не доходят и закредитация идет целенаправленная, умышленная, чтобы развалить сельское хозяйство. Даже на моем примере, такого маленького фермерского хозяйства. Когда была разработана программа о семеноводстве, и мы под эту программу отдали элитные семена, а эти семена продали, и себе эти деньги в карман, и бюджетные, и 15 лет в судах", — поделился неприятными воспоминаниями фермер, подчеркнув, что беда заключается в отсутствии профессионалов и патриотов у власти.
По мнению представителя сельскохозяйственной отрасли правительством разрабатываются достаточно эффективные программы, которые вполне могли бы помочь крестьянам, однако они просто не выполняются, и ход их никем не контролируется, а выделенные из бюджета деньги оседают в карманах людей, очень далеких от обрабатывания земли. Как рассказал Шумаков, российские фермеры сталкиваются с тем, что государство согласно Национальному проекту перечисляет им на счет деньги (19,5 миллионов рублей), а снимают эти деньги совершенно посторонние люди — представители некого предприятия, которое неожиданно признается банкротом. Таким образом, финансовая помощь деятелям сельскохозяйственной отрасли должна быть адресной. Так работают, к примеру, честные благотворительные фонды — они получают деньги на лечение людям и отдают прямо в руки больным или их родственникам — так, чтобы эти деньги точно никто не своровал. Так неужели в России нерентабельно заниматься сельских хозяйством ни в одном из регионов? По словам Туманова, это не так, и, как в большинстве случаев, если сельское хозяйство в субъекте не развивается, то виновато руководство этих субъектов.
"Я бы на месте Минсельхоза занялся просто логистикой — что и где выгодно выращивать. Потому что есть культуры, которые выращивать в принципе выгодно даже на нечерноземье, а уж там, где тепло, например, в Белгородской области — тем более. В Белгородской области, например, прекрасно развивается сельское хозяйство, но Белгородская — это исключение, потому что там губернатор не вор, не бандит. Вот искренне человек хочет сделать, но он исключение, — приводит пример Андрей Туманов. — Вот там сложилось, что он старается, плюс хорошие погодные условия. А в остальных местах и погодные условия "стремные", и коррупционная составляющая очень высокая".
При этом, по замечанию Туманова (о чем давно говорят российские работники сельхозотрасли), для того, чтобы сельское хозяйство стало эффективным, средства перестали разворовываться и производительность регулировалась, необходимо отдать власть в руки самим фермерам, знатокам своего дела.
Читайте также: Санкции - подарок для России от Запада
"А у нас как крестьяне? Если сегодня лук выгодно выращивать, бросаются лук выращивать — переизбыток продукции на рынке. Завтра, что выгодно? Морковь? Кинулись все морковь выращивать, затоваривается рынок. Понимаете, сельское хозяйство — это такое неспешное дело, там нужна плановость, как везде в мире. Не государство советует, а фермерские аграрные союзы распределяют квоты, что, как и кому выращивать, чтобы, по крайней мере, не было ни переизбытка производств, ни недостатка. Все это саморегулируемые вещи", — уверен Туманов.
Между тем, сегодня в Кремле под председательством Владимира Путина прошло совместное заседание Госсовета и Совета при Президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. Обсуждалось устойчивое развитие сельского хозяйства, в том числе социальный сегмент. Президент снова напомнил собравшимся о том, что главная задача для всех — эффективно использовать сельские территории, которые обладают мощным экономическим и не только потенциалом, "в интересах всей страны, для достижения нового качества жизни миллионов наших граждан". По итогу встречи Владимир Путин поручил всем чиновникам разработать долгосрочную Стратегию устойчивого развития сельских территорий. Каким образом будет осуществляться данная задача и дойдут ли до чиновников слова о том, что надо действовать в интересах страны, а не собственного кошелька, покажет время.