Министерство финансов РФ заявило о намерении устроить бизнесу Крыма налоговую амнистию. Это значит, что задолженности, штрафы и другие санкции, наложенные на крымских предпринимателей до вступления республики в состав России, могут быть списаны. Логично, ведь это долги украинскому бюджету. Но можно ли доверять предпринимателям-должникам, Pravda. Ru узнала у экспертов.
Где гарантия, что крымский бизнес на радостях в этих условиях не наделает долгов уже в России? И где гарантия, что у некоторых бизнесменов Крыма, скажем, нет связей с украинским криминалом? Вопросы, прямо скажем, непростые…
Собственно, инициатор процесса налоговой амнистии — правительство Крыма, точнее, налоговая служба полуострова. Соответствующий законопроект разрабатывается совместно Госсоветом нового субъекта РФ и правительством Крыма. Формируется ряд нормативных актов, учитывающих особенности применения законодательства о налогах и сборах на территории республики Крым в понятный переходный период. Однако, как пишут "Известия", окончательного официального решения по этому очень непростому вопросу пока еще не принято.
Самое интересное, численные размеры налоговой амнистии, то есть объем списания средств, новые власти Крыма также пока еще даже и не подсчитывали. Но уже примерно понятно, что суммы немалые. Стоит отметить, что сейчас на территории полуострова временно, до 1 мая, действует мораторий на любые штрафные санкции к украинским предприятиям и бизнесменам.
"В этой ситуации, на мой взгляд, все дело в законодательной сфере. Долги и штрафы крымского бизнеса, они ведь по понятным причинам по большей части перед украинским бюджетом, а отнюдь не перед российским, — отметил член Международной ассоциации адвокатов, консультант Общественной палаты РФ Игорь Шмидт в разговоре с корреспондентом Pravda. Ru. — "Украинские" долги образовались вообще-то в соответствии с украинским законодательством. С другой стороны, долги остаются долгами, в какой стране они не были бы сделаны. И некоторым крымским предпринимателям, по-моему, все равно когда-то придется решать такие споры с соответствующими украинскими органами и по украинским законам, тут ничего не поделаешь. Но для российского бюджета тут ущерба никакого. И еще добавлю: российское налоговое законодательство, хоть оно и весьма сурово, все-таки по некоторым пунктам несколько "легче", чем украинское.
А если в Крыму будет образована некая "льготная" особая экономическая зона, то трудно исключить, что украинский бизнес, особенно средний и малый, устремится в новый субъект РФ, который по соседству. И работать они будут именно по российским законам. В той ситуации, которая сейчас сложилась на Украине, самые, извините, трезвые люди — это люди среднего и малого бизнеса. Ведь бизнес — это вам не Майдан".
"Я думаю, что это вполне оправданный шаг. Но есть нюансы. Дело в том, что сегодня, когда у Крыма утрачена центральная связь с Украиной, получить достоверную информацию о задолженности, проверить ее потребует от нас колоссальных затрат, — рассказал в интервью Pravda. Ru член комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Сергей Катасонов. — Увы, и возможность для махинаций со стороны недобросовестных предпринимателей велика (хотя будем надеяться, что таковых в Крыму все-таки немного). Они действительно (хотя бы в теории) могут свои задолженности прятать, списывать — это первый момент.
Но есть и второй момент: учитывая, что Россия сегодня реально понимает, что мы должны оказывать реальную помощь в становлении нового региона, выделяются немалые средства для такой помощи. Это может быть рассмотрено, как мера поддержки и предпринимателям, и населению, и бюджету Крыма. Я думаю, что вообще начать эти процессы надо с чистого лица, потому что это определенный кредит доверия к крымским предпринимателям. И, думаю, они будут с удовольствием переходить с украинской на нашу систему налогообложения, понимая, что эта амнистия как бы очищает их и вместе с тем требует от них справедливых, правильных уплат налоговых платежей. Надеюсь, все они понимают: чем честнее, тем выгоднее!
Конечно, возникает вопрос о криминале, о возможных махинациях. Но дело в том, что от этого никто не застрахован. А что, у некоторых российских бизнесменов нет связей с криминалом, извините? Я не вижу угрозы. Самое главное, чтобы человек был законопослушным, чтобы за ним, скажем так, не было каких-то нераскрытых преступлений, не находились уголовные дела в производстве. Все должно работать в том же ритме, по тем же правилам, как и в остальной России".
"Гарантий того, что все пройдет безоблачно, конечно, никаких нет. Это, в первую очередь, будет зависеть оттого, насколько крымский бизнес может встать на ноги в условиях переходного периода, до 2015 года, - читает руководитель направления "Финансы и экономика" ИНСОР, экономист и политолог Никита Масленников, поделившийся своим мнением с Pravda.Ru. - И, во-вторых, как скоро и эффективно крымский бизнес впишется в правовое поле РФ. Инициатива о налоговой амнистии естественна, потому что если начинается действительно с нового листа, по новым законам, то давайте для начала разгрузим максимально бремя прошлых лет. Тем более, что действительно это жизнь по новому праву.
Пока нет никаких препятствий тому, что частный бизнес в Крыму может стать через какое-то время нормальной, естественной, движущей силой его экономического роста. Но пока нет и никакой естественной гарантии того, что крымчане, как и любые предприниматели в РФ, не наделают в последствии новых, уже российских долгов. Поэтому параллельно с этим, параллельно с прощением этих долгов и штрафов в старом правовом поле, наверное, было бы целесообразно и разумно проведение массированной юридической помощи.
Нужно четкое разъяснение российского законодательства. Разъяснение того, какими налоговыми преференциями, которые сегодня существуют для российского бизнеса в целом, могут теперь пользоваться крымские бизнесмены. Особенно это будет касаться малого предпринимательства в Крыму и части среднего бизнеса.
Я думаю, что здесь параллельно с такой, условно говоря, налоговой амнистией должны быть еще проведены очень серьезные целенаправленные действия по подготовке крымских предпринимателей к работе в новых правовых условиях. Потому что если просто их бросить, так сказать, в холодную воду, и сказать "плывите по новым правилам", то нет никаких гарантий, что они будут работать эффективно, справятся с новым вызовом.
Здесь нужна серьезная подстраховка, разъяснение, обучение, консультации. Помните, когда-то в "Литературной газете" была такая рубрика: "Если бы директором был я"? Так вот, если бы я был директором по финансам в Крыму, то, конечно, сейчас бы озаботился тем, что крымский бизнес — это, вообще-то, дело не только государства как такового, но и, наверное (даже в первую очередь), союзов предпринимателей российских, организации "Опора России". Естественно, я думаю, это не может остаться без внимания и нашего омбудсмена по делам бизнеса.
Спросите, а как же возможная криминализация? По-моему, криминализация бизнеса - это ведь во многом обратная сторона несовершенства налогового администрирования и самой налоговой системы. Конечно, только этим объяснить криминализацию трудно, но это очень существенный фактор, который в тень уводит частный бизнес.
Поэтому здесь, я думаю, двоякий эффект может быть. Во-первых, раз уж дается право начинать как бы с чистого листа, то не обессудьте, что за вами будет и двойной контроль со стороны правоохранительных органов. Здесь это уже задача не совсем минфина и экономического блока правительства. Нашим правоохранителям, которые занимаются этими самыми экономическими преступлениями, сейчас тоже крайне необходимо еще раз обратить повышенное внимание на недобросовестных бизнесменов, причем не только в Крыму, но и в России в целом".