Чего на деле испугались "банки-прачечные"

Глава Центробанка Эльвира Набиуллина обнародовала итоги борьбы с сомнительными операциями. Во втором полугодии 2013 года объем вывода денег за рубеж сократился вдвое, снизилась и незаконная "обналичка". Означает ли это, что "зачистка" банковского сектора дала положительные результаты? Эксперты финансового рынка ответили корреспонденту Pravda.Ru.

По словам Нибиуллиной, уменьшилось и количество различных кредитных организаций, в той или иной мере вовлеченных в проведение таких операций. Напомним, к ним относятся банки, объем сомнительных операций которых превышает пять миллиардов рублей, или пять процентов от объема дебетовых оборотов по счетам клиентов за квартал.

Как сообщает портал Вankir.ru, всего за полгода их стало в 2,5 раза меньше, а 75 процентов банков, которые еще летом относились к числу таких игроков, уже к концу года вообще отказались от проведения сомнительных операций. По мнению председателя ЦБ, высказанному в ходе недавнего съезда Ассоциации российских банков, достичь такого результата удалось за счет общего оздоровления банковской системы.

Так, по собственной информации ЦБ, размещенной на официальном сайте этого ведущего регулятора финансового сектора России, в 115 банках были введены различные ограничения и запреты, а у 54 кредитных организаций отозваны лицензии, причем у 16 из них — за нарушение "антиотмывочного" законодательства.

Читайте также: Российский аналог Visa поссорил банкиров

В общем, само по себе сокращение банковской "отмывки" и "увода" денег в России — факт, безусловно, позитивный. Однако в прессе уже появились довольно скептические комментарии некоторых финансовых экспертов, которые считают, что тут все дело не только в ЦБ, чья деятельность сделала тот же "отмывочный" бизнес дороже и сложнее, то есть по сути невыгодным для банков. Мнение о том, что банковские "прачечные" просто стали умнее и активно объединяются, чтобы остаться на плаву, из прессы не вычеркнуть. Да еще периодически говорят о том, что и сами схемы вывода и обналичивания стали еще хитроумнее. Так ли это?

"Я думаю, тут есть два важных фактора. Во-первых то, что Центробанк сейчас стал более жестко, более строго подходить к различного рода нарушениям, — рассказал в интервью Pravda. Ru бывший председатель Государственного банка СССР и экс-председатель Центробанка РФ Виктор Геращенко. — А во-вторых, те акции, которые сейчас принимает Запад по отношению к нам, направлены пока только против Банка России. Остальное все по большей части персональные акции, но они тоже людей заставляют задуматься, насколько логично уводить деньги за границу, или лучше оставить их здесь, в России, и полностью ими распоряжаться при тех фокусах, которые выкидывает политическое руководство Запада. Хотя и политика ЦБ борьбы с "непрозрачными" банковскими операциями, конечно, тоже имеет место быть".

Но, по мнению некоторых экспертов, на уменьшение вывоза капитала именно сейчас в какой-то мере оказывают некое влияние и своеобразные политические факторы. Такие, например, как санкции, которые пытается ввести Запад в отношении российских политиков, и российских капиталов.

"Конечно, надо разбираться в этой теме более детально и глубоко, потому что "обналичка" — не трансграничные операции, это здесь происходит, в России, это совершенно особая песня. А вот сомнительные операции — это же в основном операции, связанные с выводом капитала за рубеж, это уже немножко другое, — считает профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов, прокомментировавший ситуацию Pravda. Ru. — Я не думаю, что у ЦБ есть какие-то реальные рычаги влияния на вывод капитала вообще и вывод капитала после сомнительных операций в частности.

Читайте также: Уходить в офшоры - себе дороже

Это особая тема. Я бы только сказал, что у нас отменены любые ограничения на трансграничное движение капитала. Поэтому есть, извините, тысяча и один способ для того, чтобы вывести капитал как под легальным флагом, так и какими-то нелегальными тропами и путями. Думаю, что это обусловлено и какой-то общей политической и экономической конъюктурой и в целом в мире, и в России в частности. Я не исключаю даже, что это связано с тем, что наши многие отмороженные олигархи начинают понимать, что вывозить капитал за рубеж небезопасно.

Для меня это оставалось загадкой. И эту загадку могут, наверное, только какие-то антропологи, специалисты по человеческому сознанию разгадать — на что они, собственно, рассчитывают. Они же вывозят этот капитал в те страны, которые находятся под влиянием Вашингтона. На что они рассчитывают? Или, может быть, они в Антарктиду капиталы вывозят или на Луну, я уж не знаю куда…

Поэтому я все-таки думаю, что какой-то инстинкт самосохранения или инстинкт сохранения своего имущества срабатывает. Видите, и Банк России заявил, что он будет заниматься только рублевыми операциями на экономическом пространстве РФ. Видимо, до них это понемногу доходит. Просто до некоторых доходит немножко раньше, а до некоторых доходит только тогда, когда против них уже такие адресные санкции объявляют".