В руководстве РЖД весьма неожиданно заявили о необходимости ускорить строительство участка железной дороги на перегоне "Журавка-Чертково" в обход украинской территории. Только по предварительным оценкам, на реализацию "обходного" проекта потребуется от 55 до 60 миллиардов рублей. Вот только оправдано ли такое строительство? Вопрос оказался спорным.
Необходимость строительства обходной ветки в РЖД объясняют наличием спорного участка железной дороги протяженностью примерно 26 километров. Как пишет портал "Инвестор", этот участок — линия "Россошь-Чертково-Миллерово" — территориально расположен вообще-то в Луганской области Украины и фактически проходит по границе с Ростовской и Воронежской областями России — до России там рукой подать. Построен участок был еще в 60-х годах прошлого века, когда такого развития отношений с Украиной никто и представить себе не мог…
Но, увы, после распада Советского Союза ряд участков инфраструктуры общего пользования сети железных дорог России действительно де-факто оказалась на территории сопредельных государств. Что, поясняют в пресс-службе РЖД, в силу понятных причин сказывается и на их имущественном статусе. Впрочем, заявленные железнодорожным ведомством цели вполне логичны и понятны (хотя бы с виду): повышение пропускной способности дороги, ускорение движения поездов. Кроме того, это и решение той самой проблемы имущественного статуса инфраструктуры общего пользования сети железных дорог России, которые сейчас проходят по территории сопредельных государств — в данном случае конкретно Украины.
Читайте также: "Керченский мост будет особо защищен"
Вокруг чего же споры, точнее, какова цена вопроса? Как сообщает пресс-служба РЖД, в обход спорного участка в 26 километров компания намерена построить линию протяженностью уже около 700 километров: "Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск". Проект стоимостью около 60 миллиардов рублей (это верхняя планка) компания планирует реализовать в течение шести-семи лет. Но вот какой нюанс, точнее, ключевые слова: компания надеется получить на это строительство… бюджетные средства!
И, согласитесь, трудно исключить, что могучая компания сейчас использует неоднозначную (мягко говоря) политическую ситуацию, чтобы получить финансирование под проект. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что Украина стала формальным поводом, чтобы вернуться к проблеме, которая возникла после распада СССР, пишет портал "Инвестор".
Так имеет ли проект чисто экономические предпосылки и будет ли он востребован в случае нормализации отношений с Украиной?
"Транспортная политика всегда условно подчинена большой политике. Это объективная реальность, она не только наша, отечественная, это везде так, — рассказал Pravda.Ru директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. — Есть транспортные стройки, которые считаются абсолютно техническими по соотношению капитальных затрат и ближайшего освоения территориальной базы. Есть стройки, которые делаются на дальние перспективы в отношении какой-то большой политики. И то, и другое — жизнь, в этом нет никакой экзотики, ни подвига, ни спекуляции, это совершенно нормальная ситуация.
Читайте также: Ненасытные монополии присосались к бюджету
Но отнюдь не все транспортные стройки делаются прямым счетом по соотношению капитальных затрат и грузовой базы, тарифов, денег и так далее. Все в жизни гораздо сложнее. Если говорить о политике — вот наладится у нас полное взаимопонимание с новым украинским правительством, будет ли бросовым этот участок, будет в принципе пятачок транспортной сети сосредоточием самых разных грузовых потоков (пассажирских, кстати, тоже)? Будут ли вообще эти затраты бросовыми? Да ни в каком случае.
Естественно, при нынешней бюджетной ситуации в связи с программой РЖД всякие дополнительные объекты — это несомненный плюс, то есть дополнительные средства. Но, с другой стороны, даже если из политических соображений что-то строить, будет ли этот объект бросовым? Безусловно, он все равно пригодится. Хотя только из чисто экономических соображений туда можно было бы не идти… Да, мы идем туда, видимо, явно из политических соображений. Но объект, если его построят, конечно, не пропадет. Там сосредоточие транспортных потоков традиционное, и никакого криминала или "подводных камней" я здесь не вижу".
"Думаю, особых экономических предпосылок этот проект все-таки не имеет, только политические. Потому что там, в конце концов, нет активного движения железнодорожного транспорта, — считает Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews, независимый транспортный эксперт Алексей Безбородов, который поделился свои мнением с Pravda.Ru. — Потому что там нет такого количества грузов, которые бы окупили вложенные 60 миллиардов рублей. Да и в ближайшие 10 лет транспортные потоки там не появятся. Эти деньги стране больше нужны на Дальнем Востоке. Той же самой РЖД нужны, между прочим. В общем, это чисто политическое заявление, которое, я думаю, не будет реализовано, потому что смысла в этом нет. Объездные железные дороги в центральной России и так есть, можно по другим путям, никаких особых сложностей не вижу!".