Кажется, что на фоне исторических событий, которые вершатся сегодня на мировой геополитической арене, такие проблемы, как дефицит российского бюджета и замедление темпов производства в РФ, отошли на второй план. Может быть, но не для простых россиян. В эфире Pravda.Ru депутат Госдумы РФ Михаил Емельянов поделился секретом спасения отечественной экономики.
— Михаил Васильевич, как Вы считаете, откуда родом тот дефицит бюджета, который сегодня существует в России? В результате каких событий и решений наша экономика стала замедляться?
— Это результат всех событий последних 20 лет. Когда в 2003 году Владимир Путин заявил, что у нас экономический рост за 10 лет должен был в два раза увеличить ВВП, его же либералы сразу на него напали: это плохая задача для правительства, это кнут для правительства, необходимо институты реформировать, экономический рост — это второе.
Во всем мире главный показатель — экономический рост. Любое нормальное национальное правительство бьется за экономический рост, потому что это развитие страны, это прогресс страны, мы и так отстали от развитых стран. А наши говорят: "Нет, надо институты создавать". А что мешает сочетать экономический рост с созданием институтов? Вот это противопоставление институтов и экономического роста меня всегда умиляет. Причем можно создать идеальную институциональную среду и право собственности будет защищено, и суды будут работать нормально, и административных барьеров не будет, и предприятия по щелчку будут регистрировать, но, извините, если в соседних Турции, Китае или Польше произвести этот товар будет дешевле, чем у нас, и у нас производство какого-то товара будет нерентабельно, то, несмотря на все наши институты, производители будут либо в Польше, либо в Китае, либо в Турции. И вот о том, чтобы сделать наши предприятия конкурентоспособными, вот об этом правительство не думает нисколько.
Читайте также: В вводе соцнорм тоже виноват Чубайс
— Говоря о конкурентоспособности предприятий и заводов нельзя обойти сегмент инновационных разработок, который сегодня является драйвером экономик передовых стран. Как вы считаете, когда развитие и господдержка инновационной сферы в России начнет давать толчки к улучшению, к развитию экономики?
— Что такое инновации? Прежде всего они должны быть кем-то востребованы. Должны быть крупные промышленные предприятия, крупный промышленный бизнес, который эти инновации должен внедрять. Если у нас экономика стагнирует, если у нас предприятиям не за что зарплату платить, как они могут купить эти инновации, как они их могут внедрять?
— По вашему выходит, что и проект "Сколково" не оправдывает возложенных на него ожиданий?
— "Сколково" — это очень своеобразный проект. Это некий аутсорсинг для западных компаний. То есть у нас модно было мозги вывозить на Запад в 90-е годы, потом западники подумали "а чего этих ученых везти к нам, на Запад? Мы их можем собрать где-то в одном месте в России, платить гораздо меньшие деньги и получать от них инновационный продукт".
Если посмотреть на "Сколково", то резидентами там и получателями инновационного продукта являются крупные западные компании и заказчиками. Это работа наших мозгов на западную экономику. Я не вижу большой пользы для российской экономики от появления "Сколкова". Это смесь такой фантазии и прагматики со стороны Запада по получению и приобретению наших ноу-хау. У нас инновации заработают тогда, когда будут крупные российские заказчики на них, когда у нас будет активно развиваться авиационная промышленность, а не пять самолетов в год, когда у нас судостроение будет развиваться хорошими темпами, когда у нас автомобильная промышленность будет, наша автомобильная промышленность, а не отверточная сборка, фармацевтическая промышленность. Вот тогда появится спрос на инновации.
Читайте также: "Все признаки вползания в кризис налицо"
Когда появятся наши крупные компании, которые будут в состоянии конкурировать с ведущими мировыми компаниями и конкурировать они будут именно на поле инновации. А в мировой экономике кто первый что-то придумал, тот и получил преимущества. Вот тогда будет востребован наш научный потенциал. До этого момента, пока мы не создадим такие предприятия, пока мы не создадим условия для эффективной работы этих предприятий в России, для их экспансии за рубеж, вот до этого об инновационной экономике говорить невозможно.
— О каких конкретно условиях вы говорите?
— Надо изменить кредитно-денежную политику, сделать более дешевым кредит, адекватный валютный курс должен быть, изменение налоговой системы в пользу реального сектора экономики, прекратить выкачивать деньги за рубеж через резервный фонд, фонд благосостояния и так далее, изменение технического регулирования в пользу наших предприятий, проведение госзакупок в пользу наших предприятий — вот эти факторы макроэкономического свойства, если мы экономическую политику таким образом развернем, мы очень быстро получим очень высокий экономический рост и прогресс со стороны экономики. Если мы этого не будем делать, то наше правительство своими руками будет загонять нашу экономику в гроб, в стагнацию.
Читайте также: Бюджет России спасет "умеренная девальвация"?
— То есть, по вашему мнению, все просто — мы должны сконцентрироваться на промышленной и производственной сфере, и тогда все остальные проблемы, которые испытывает наша экономика, решатся сами собой, в том числе выправится и курс рубля?
— Безусловно. Потому что добавочная стоимость создается в секторе реальном, а не спекулятивном. У нас развивается розничная торговля, у нас развивается банковский сектор, финансовые услуги и нефтяной, и газовый. Ну не может страна быть богата, когда развиваются только эти сектора экономики!