Экономисты опасаются, что многие регионы России вскоре могут обанкротиться. Проблема в том, что региональные власти часто не умеют привлекать инвестиции и пользуются привычной схемой для получения средств — федеральной казной. Однако казенные деньги тоже не бесконечны. Смогут ли экономически самостоятельные регионы спасти соседей от банкротства?
Экономисты предупреждают, что десятки российских регионов находятся на грани банкротства. К субъектам с критической ситуацией относят Республику Карелия, Омскую, Брянскую, Нижегородскую, Мурманскую и Астраханскую области. Согласно данным газеты "Новые известия", госдолг, к примеру, Астраханской области достиг 16 миллиардов рублей, а Брянской — 8 миллиардов. При этом причины, по которым субъекты РФ докатились до банкротства, во многих случаях кроются в неправильном управлении. Зачастую региональные власти в расчете на кредит от федерального центра не стремятся привлекать инвестиции самостоятельно, или просто не понимают, как это делать.
"Активизировать вложение неказенных средств, но это очень непросто. В этой ситуации потребуется скорее методологический подход. Важно помочь специалистами. Сами взять специалистов из Москвы или из-за рубежа могут как раз те регионы, которые богатые. Бедные просто не очень способны это сделать. Помочь в организации привлечения частных инвестиций — вот что должен федеральный центр сделать, если не идти по пути перераспределения казенных денег", — поделился своим мнением с корреспондентом Pravda. Ru генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Читайте также: Повторится ли "Черный понедельник"
По словам эксперта, многим российским регионам действительно грозит тяжелая экономическая ситуация, однако о банкротствах речи идти не может, потому что ни один субъект не может быть брошен на произвол судьбы федеральным центром.
"Не допустит федерация дефолта даже регионального. Но при этом общая сумма доходов меньше суммы расходов по многим регионам страны. Это связано с двумя аспектами. В меньшей степени, с очень большой программой, связанной с майскими указами, потому что там же идет софинансирование. То есть чтобы получить федеральные деньги, надо сначала вложить свои. И это по-своему правильно, потому что иначе есть опасность отношения к федеральным деньгам, как к халявному подарку, — считает Дмитрий Журавлев. — Но в качестве финансирования нужны средства. Федерация предполагала, что эти средства будут получены отчасти от доходов, а отчасти от займа на свободном рынке. А это не всегда удается, во-первых, а, во-вторых, займы нужно всегда отдавать. Чтобы брать дешевые деньги — это нужно брать очень хороших специалистов, которые знают, как это делать. А наши регионы не занимались этим никогда".
Можно сказать, региональные власти зачастую живут по старой советской привычке, когда не было речи ни о каком свободном рынке. Однако в последние годы привлечение инвестиций и займы денег на свободном рынке стали доступной практикой. Впрочем этими новыми механизмами мало кто умеет пользоваться. К тому же, в России существует более глобальная проблема — это налоговая система. В нашей стране самые собираемые налоги на федеральном уровне. Во всем мире дела с этим обстоят наоборот.
Читайте также: Экономическая блокада России. Кому во вред?
"То, что легче собрать, уходит на нижний уровень. Ну за исключением таможенных платежей, потому что они на нижних уровнях — это сложно, это все равно федеральные деньги, потому что не у всех регионов есть границы. Если вы перенесете на нижний уровень, то у вас разойдутся просто регионы: одни будут богаче, а другие беднее. Но вот кроме таможенных сборов, которые, конечно, очень легко собираются, все остальные легко собираемые налоги в основном стараются отпустить вниз. Потому что опять же местные региональные власти не обладают такими ресурсами для сбора налогов, ими обладает федерация. И тоже понятно, почему. Потому что в тот период, после ельцинской эпохи, нужно было собирать страну.
Мы сделали упор на федеральные налоги, и в тот момент это было правильно. Но момент прошел, а система осталась. В результате у нас федерация все время с плюсом, а регионы с минусом. Потом идут дотации, трансферты и так далее. Эти деньги все равно распределяются между регионами, но через федеральный центр", — рассуждает Дмитрий Журавлев.
Не разделяет тревогу о скором банкротстве российских регионов и первый заместитель председателя комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков, который напоминает, что помимо не очень экономически удачливых субъектов в России есть и богатые, успешные в области привлечения инвестиций регионы, которые не позволят погрязнуть в нищете отдельным уголкам страны.
Читайте также: Эхо Майдана дошло до рубля
"Я не считаю, что этим областям грозит банкротство. У нас есть система, государственная машина, которая сейчас работает в данном направлении для того, чтобы нормализовать полностью и выработку заработных плат, и пенсии, и поддержание в нормальном рабочем состоянии наших производств. Я знаю, что в этом плане наша государственная машина работает и, если даже в некоторых регионах, так как они не имеют предприятий, и будет какой-то упадок, то для этого у нас будут свои большие огромные губернии, тот же самый Татарстан, Калужская область и так далее и так далее, которые обязательно помогут в экономическом и во всех остальных планах", — уверен Роман Худяков.