Россия от Майдана не похудеет

 

События на Украине заставляют волноваться не только политиков, но и экономистов, и фермеров, и промышленников. Страна считается крупным поставщиком продовольственных товаров в Россию. Чем заменить украинские продукты в случае неблагоприятного исхода событий — то есть, если там грянет кризис? И велика ли доля украинского продовольствия на рынке РФ?

Для начала следует развеять миф о крупных поставках продуктов сельского хозяйства из Украины в Россию. Весьма распространенное мнение о том, что Украина — одна из главных "кормилиц" россиян, ошибочно. "Мы Россию кормим!" — так говорят только сами украинцы, да и то далеко не все.

По официальным данным, Россия ежегодно в целом импортирует основных продуктов питания примерно на 18 миллиардов долларов, а на Украину приходится из этой суммы лишь около трех миллиардов. Что, извините, вполне заменимо импортом из других стран. Причем, по законам рынка, поставщиков можно вполне изменить в очень короткий срок. Например, в 2013 году главными импортерами мяса птицы стали США (124,8 тысячи тонн), Белоруссия (60,4 тысячи), Бразилия (26,7 тысячи). На долю Украины пришлось лишь 25 тысяч тонн. Что, сами понимаете, капля в море, хотя и увесистая — но все-таки капля.

О последних событиях на Украине читайте в специальном сюжете Украина: Запад победил Восток

Накануне министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров сделал важное заявление по итогам совместного заседания коллегии российского минсельхоза и минсельхозпрода Белоруссии. Так вот, соседняя Белоруссия, где давно налажены отработанные каналы поставок, да и сама продовольственная отрасль только и ждет сбытовых возможностей для потенциального роста, вполне может занять нишу Украины в поставках продовольствия на российский рынок, если импорт оттуда вдруг прекратится из-за сложностей в стране.

Ведь эти самые сложности могут быть вполне — гривна падает, цена на топливо явно вырастет, впереди посевная… и далее по цепочке. В этом контексте возможные сложности в проведении весенне-полевых работ на Украине и угрозе невыполнения ветеринарных и фитосанитарных требований из-за "революционных" пертурбаций может стать чувствительным ударом по аграрному сектору именно этой страны, а не России. А, между прочим, товарооборот между Россией и Белоруссией в 2013 году составил аж 40 миллиардов долларов, и 28 процентов в объеме взаимной торговли пришлось как раз на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.

Эксперт потребительского рынка Марина Петрухина в беседе с корреспондентом Pravda. Ru прокомментировала ситуацию так:

"Нет сомнений, Белоруссия без труда заменит Украину с мясом, с овощами, с молоком и сырами и так далее — и она, в принципе, это делает. Но есть не только Белоруссия, есть и Казахстан — и мы можем рассчитывать на поставки оттуда по вполне приемлемым ценам. Может быть, они могут быть даже ниже украинских. В общем, тут даже проблемы никакой нет.

Читайте также: Стервятники кружат над Незалежной

Но есть еще такой нюанс. О всяких антироссийски настроенных боевиках, украинских националистах, криминале — вопрос, конечно, отдельный, им должны заниматься правоохранительные органы. Но и российские потребительские контролирующие органы не должны сидеть сложа руки. Мы должны принять все меры, чтобы к нам не попали негодные к употреблению пищевые продукты, не соответствующие российским нормам. Увы, в период любых политических перемен качество любой продукции падает — этому история учит".

"Предположения о возможных ограничениях продовольственного импорта из Украины, к сожалению, нельзя исключать — в контексте тех событий, которые сейчас происходят в стране, — поделился с корреспондентом Pravda. Ru своим мнением аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Максим Клягин. - Ну давайте для начала на примере какого-то одного товара рассмотрим проблему. Например, свинины. Здесь необходимо отметить, что за последние годы уровень зависимости России от поставок этого вида мяса из-за рубежа вообще существенно снизился, на данном этапе доля импорта в общем объеме рынка свинины составляет уже всего лишь около четверти. Это сравнительно небольшой уровень, который демонстрирует достаточно высокое замещение и достаточно высокую долю самостоятельности наших сельхозпроизводителей. Поэтому здесь какие-то изменения в структуре импорта для нас, скажем так, носят нейтральный характер.

К тому же очень важно отметить, что Украина не входит и никогда не входила в число крупных поставщиков той же свинины на российский рынок. Крупнейшие поставщики свинины в Россию — это Бразилия, Германия, Канада, США.

Есть, конечно, такой момент, что некоторые периоды поставки, например, в прошлом году, из США были ограничены по эпидемиологическим соображениям (качество и применение некоторых видов антибиотиков не соответствовало требованиям российского регулятора), поэтому их доля снизилась, но это не имеет значения. В любом случае, Украина не входит в число крупных поставщиков той же конкретной свинины. И если там будут экономические неурядицы — в среднесрочной перспективе подобные ограничения для российского рынка, в целом, нейтральны. Это не будет влиять на ситуацию, в том числе в рознице, и никак не окажет никакого заметного давления на цены".

По мнению Максима Клягина, поставки из Украины могут быть оперативно и безболезненно для России диверсифицированы. И скорее всего, это уже в какой-то мере происходит, потому что сложная социально-политическая обстановка, высокий уровень напряженности на Украине вынуждают российских бизнес как бы предугадывать ситуацию и готовиться к возможным негативным последствиям Евромайдана для экономики. Бизнес в ожидании неприятностей перестраивался все последние месяцы, потому что риски были очевидны.

Читайте также: ЕС тащит за собой в могилу Украину

Что интересно, все эксперты по этой тематике предпочитают пока не уточнять, кто конкретно может занять украинскую долю российского продовольственного рынка. И действительно — пока об этом сложно сказать. Скорее всего, это могут быть не только наши партнеры по Таможенному союзу, но и производители из Евросоюза, в который так стремится Украина. По сути, при малейшем ослаблении украинского сельского хозяйства предприимчивые европейцы тут же его и "подвинут". Европейцы народ прагматичный: политика-политикой, а денежки врозь…