Украинская экономика на дне. Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов сделал важное заявление: средств в казне нет, отчего есть проблемы с пенсионным фондом и банковской системой. Переломный момент в стране уже произошел. И сейчас главная задача правительства — получить финансовую помощь. Но от кого: от ЕС, МВФ или России?
Накануне исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов, избранный Верховной Радой после отставки Виктора Януковича, объявил, что украинская экономика катится в пропасть, существуют "колоссальные проблемы с пенсионным фондом и банковской системой". А казна, увы, пуста.
Побочным эффектом Евромайдана, ратующего за отставку коррумпированного правительства, как уверяют сами украинцы, стало превращение в руины и без того крайне слабой экономики страны. Pravda. ru уже писала ранее о скором дефолте Украины (статья "Радикалы добивают экономику Незалежной"), и если в общественно-политической системе страны за последние несколько дней произошли кардинальные изменения, то никаких революционных и судьбоносных решений касательно спасения Украины от банкротства принято не было. Сегодня перед временным правительством стоит непростая задача — как это ни примитивно звучит, надо определиться, где взять денег на восстановление страны и проведение реформ.
Свою помощь в воскресенье предложил Евросоюз. Речь идет о сумме в 20 миллиардов евро, которую пообещал глава комитета по иностранным делам европарламента Элмар Брок. На это финансовое подспорье Украина может рассчитывать только после формирования нового правительства, которое будет в силах направить полученные средства на проведение жизненно необходимых для Украины реформ и предотвращения дефолта. Насколько реально получить такую поддержку от Евросоюза (с учетом вяло протекающего экономического кризиса внутри объединения и истощенных экономик Греции и Испании), большой вопрос.
"Конечно, очевидно, что от Евросоюза помощи не будет, — заявил в интервью корреспонденту Pravda. ru экономист и профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. - Европейский союз трещит по швам. Они, собственного говоря, и вцепились в Украину, потому что Украина может дать им хоть какой-то глоток свежего воздуха. Они сами при издыхании. Один тянет за собой в могилу другого, поэтому какая может быть помощь от этого полуживого Евросоюза?"
Читайте также: На Украине назревает гуманитарная катастрофа
По мнению экономиста, обещания Евросоюза "надо делить даже не на два, а на миллион", и единственное, что может преследовать ЕС на Украине — это чисто политические цели. В свою очередь, заведующий лабораторией по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ Андрей Колганов поделился с Pravda. ru своими сомнениями касательно нынешнего руководства Украины.
"Не знаю, в какой степени сейчас украинское правительство договороспособно. И думаю, что именно от оценки этой ситуации будет зависеть как реальное предоставление Евросоюзом средств Украине, так и выполнение Россией своих обязательств по ранее заключенным договорам. Потому что есть серьезные сомнения в том, что правительство контролирует ситуацию и способно эффективно обеспечить применение получаемых средств, — считает Колганов. — Я не чиновник Евросоюза, мне не всегда понятна логика их поступков, но я думаю, что сомнения такого рода тоже будут их посещать. Потому что сегодня одни люди назначены в правительстве, завтра внутренние конфликты пришедшей к власти оппозиции могут изменить расстановку сил".
Тем временем США в лице министра финансов Джейкоба Лью призвал украинцев возобновить обсуждение с Международным валютным фондом (МВФ) возможности получения кредита. МВФ, со своей стороны, к этому готов в абсолютной степени. Но! Условия под кредит по-прежнему остаются убийственными для экономики страны, и в частности для граждан. Напомним, что именно жесткие условия МВФ изначально притормозили намерение экс-президента Украины Виктора Януковича взять столь необходимый стране кредит. И сегодня, несмотря на острую, даже критическую, ситуацию на Украине, на поблажки представители международного фонда идти не готовы. Основными условиями для получения финансовых гарантий от МВФ являются: поэтапное увеличение цен на природный газ, обесценивание гривны и значительное сокращение государственного бюджета. Пойдет ли новое правительство на такие жертвы после всего того, что страна переживала в последние месяцы?
"Дело в том, что каждый раз, когда начинаются переговоры с МВФ, он еще больше начинает зажимать гайки, то есть он уже требует того, что для Украины просто невыполнимо. Такое ощущение, что требования МВФ направлены на то, чтобы специально спровоцировать социальный взрыв в этой стране. Я имею в виду и сокращение финансирования всех социальных программ по линии бюджета, и повышение тарифов в несколько раз по ЖКХ, и газ, электроэнергия и так далее. Только самоубийца может подписать такие соглашения с МВФ", — убежден Валентин Катасонов.
Читайте также: Эксперт: Радикальные реформы оппозиции вызовут ухудшение уровня жизни
С этим утверждением сложно поспорить. Условия МВФ для Украины выглядят как приговор. И если возникает вопрос, может ли стать еще тяжелее жизнь на Украине, то ответ готов — может, если правительство страны даст зеленый свет переговорам с валютным фондом. По мнению экономиста Колганова, несмотря на то, что безвозмездной помощи республике ждать не следует, "далеко не всегда благодеяния от мировых финансовых организаций приводят к улучшению ситуации в стране, которая получает соответствующий кредит".
Но есть еще один крупный игрок, от которого может поступить спасительная сумма для украинской экономики, — это Россия, заморозившая очередной этап помощи до стабилизации ситуации внутри братской республики. По всей видимости, решение по Украине будет принято в ближайшее время. Из Киева в Москву уже отбыл российский посол Михаил Зурабов для консультаций по сложившейся ситуации. Действительно, свержение власти на Украине и истощение страны, с которой мы связаны торговыми, промышленными и газовыми артериями, — такое положение вещей требует всестороннего анализа со стороны руководства РФ.
"Вопрос не в том, чтобы просто дождаться, что придет новое правительство, а еще надо разобраться, что это за правительство. Потому что если радикалы придут к власти, то я думаю, что там не только надо поставить крест на договоренностях по займу, но и, может быть, включить какие-то рычаги давления. Потому что мы не хотим иметь в качестве своих соседей откровенных нацистов", — делится своим мнением Катасонов, полагающий, что в данном случае Россия может ввести экономические санкции в отношении новой власти.
Кроме того, по словам Валентина Катасонова, есть серьезные подозрения, что половина денег, выделенная Россией для Украины, была разворована, или перехвачена выступавшими на Майдане радикалами.
"Так что я бы советовал Силуанову хорошенько подумать, стоит ли вообще раздавать деньги, которые не доходят до конечных пользователей, — замечает экономист. — В том числе, деньги идут и в западные области Украины. Поэтому я вообще не знаю, может быть, есть смысл давать деньги отдельным субъектам украинского государства. Потому что не сегодня-завтра Харьков может объявить себя Украиной. Вообще начинается уже раскол. Я думаю, что вероятность того, что Украина расколется на несколько частей, как минимум на две части, велика. Собственно, зачем нам все деньги бросать на поддержание западных регионов, которые злобствуют в отношении России? Безусловно, они являются проводниками западной политики, русофобской, антироссийской, как угодно. Зачем нам это — платить за веревку, которую для нас кто-то готовит?"
Читайте также: Аза Мигранян о ситуации на Украине: Я не исключаю, что это не последняя революция
Меж тем это молчание Москвы крайне беспокоит глав Евросоюза, которые полагают, что РФ может "подорвать помощь Украине" со стороны ЕС. Об этих опасениях заявил накануне глава британского МИД Уильям Хейг. Впрочем любые слова со стороны Евросоюза звучат неубедительно для российских экономистов. Во-первых, действительно, до того момента, когда на Украине сформируется новое правительство, давать обещания довольно странно (если только заранее не знать, кто придет к власти), а, во-вторых, имеет ли право ЕС рисковать с поддержкой Украины в условиях отсутствия гарантий на возврат денег? Предположим, что нет. А обещания со стороны разрушенной и обнищавшей страны принимать как-то неразумно, согласитесь…
"Возможность кадровой перемены, нестабильность в условиях, когда нынешняя исполнительная власть, новая, пока не взяла в свои руки ситуацию на Украине нормальным образом — это тоже будет порождать сомнения и колебания. Поэтому я опасаюсь, что в ближайшее время Украина прямой помощи не дождется, и ей надо будет рассчитывать на свои собственные силы. Потом, чуть попозже, если обстановка начнет стабилизироваться, деньги могут прийти, но я думаю, что в ближайшие несколько дней прямой поддержки им ждать не стоит", — заключает Андрей Колганов.