Патентные споры, сродни тому, что столкнет сегодня в суде компании Apple и Samsung, случаются нередко. В России страсти вокруг интеллектуальной собственности уже разгорались между производителями алкогольной продукции (Kristal и Cristal), шоколада ("Красный октябрь" и "Славянка") и прочих. Как отстоять право на патент, Pravda.Ru узнала у юристов.
Сегодня в суде решается судьба патентного спора между американской корпорацией Apple и южнокорейской компанией Samsung. Корпорации не впервые встречаются в зале суда. Ранее южнокорейский IT-производитель уже проигрывал "яблочному" гиганту судебную тяжбу по иску о нарушении патентов Apple. 22 ноября в здании суда города Сан-Хосе в солнечной Калифорнии компанию Samsung обязали выплатить американскому конкуренту 290 миллионов долларов в качестве штрафа. Однако проигрыш, по всей видимости, не остудил, а наоборот, подогрел пламя конфликта между сильнейшими игроками рынка высоких технологий. Патентные споры этих компаний, которые тянутся с 2011 года, вряд ли решатся и в результате сегодняшнего заседания.
Читайте также: Рынок изобретений: у всех взять и поделить!
По всей видимости, отстаивать права на интеллектуальную собственность стало частью имиджевой политики обеих компаний. К примеру, "яблочная" империя втянула в различные патентные войны как минимум пять игроков: компании HTC, Nokia, Kodak, Proview Technology, Motorola, VirnetX. В свою очередь, Samsung в последние годы вел патентные войны с компаниями Ericsson, Google, Hitachi и другими, отстаивая свои разработки в области высоких технологий.
Однако же интеллектуальную собственность активно защищают на только крупные игроки перспективного IT-сегмента. В борьбу за свои права включаются производители, работающие во всех секторах рынка. Одним из самых громких споров в России был конфликт между производителем водки бренда Kristal, российским "Союзплодоимпортом", и французской компанией Louis Roederer, поставляющей в РФ элитное шампанское Cristal стоимостью порядка 100 тысяч рублей. В результате "Союзплодоимпорту" удалось доказать право на товарный знак в России. Эта война завершилась перемирием — в 2012 году компаниям удалось договориться о том, что поставщик шампанского Simple будет выплачивать "Союзплодоимпорту" роялти за использование названия Cristal. Срок этого соглашения, к слову, истек 31 декабря 2013 года, однако пока новые споры по данному вопросу не возникали.
Еще одним товарным знаком, перессорившим две компании по производству шоколада, стала пришедшая из советского прошлого плитка "Аленка". Правообладателем этого знака является фабрика "Красный октябрь", которая и выпускала знаменитый шоколад все предыдущие годы, пока однажды не столкнулась с очень близким аналогом собственной продукции — шоколадкой "Алина", выпускаемой в похожей упаковке белгородской кондитерской фабрикой "Славянка". История завершилась в 2011 году в Высшем арбитражном суде, который поддержал решение Палаты по патентным спорам, признавшей правовую охрану знака "Алина" недействительной. На этом беды "Славянки" не закончились: в 2012 году таким же образом белгородская фабрика проиграла спор с ОАО "Рот Фронт", которое доказало, что белгородские конфеты "Первая ласточка" похожи до смешения на продукт "Ласточка", выпускаемый московской компанией.
Впрочем, после распада СССР игроки российского рынка долго делили между собой советские товарные знаки вроде конфет "Красная шапочка", "Птичье молоко", а также видов колбас "Докторская", "Любительская" и т. д. Каждый производитель старался присвоить громкое и общеизвестное название собственной продукции, что вполне логично с точки зрения маркетинга. Pravda. Ru узнала у экспертов, как сегодня российское предпринимательство решает подобные споры.
"Эти споры в России решаются в суде. Если речь о нарушении прав, то это арбитражный суд, и потом уже суд по интеллектуальным правам, — рассказывает главный эксперт ООО "Союзпатент" Александр Исаев, замечая, что первоначально надо попробовать урегулировать конфликт без судебных разбирательств. — Если предварительное урегулирование не состоялось, то надо подавать в суд. Тут вариантов нет, если они хотят защитить свои права, а одна сторона уклоняется от устранения нарушений, то надо идти в суд. Если речь идет об изобретениях, то очень важно установить факт, имеет ли место на самом деле нарушение. Берется патент и смотрится, соответствует ли товар, который производится, всем существенным признакам изобретения, указанным в патенте. Если хотя бы один признак отсутствует, то нарушение могут не признать. В общем, чаще всего суд назначает экспертизу, потому что дела сложные, как правило, требующие специальных познаний".
При этом специалист по защите интеллектуальной собственности в области патентного права и обладатель более 70 патентов в строительной области Сергей Кардашов объяснил корреспонденту Pravda.Ru, что надо четко различать патенты и товарные знаки.
"Если разговаривать о патентных правах, то, соответственно, патент защищает права на какую-то разработку. Это не товарный знак, естественно. Интеллектуальная собственность подразделяется на разные объекты. Это и объекты, защищенные патентными правами, и объекты, защищенные товарными знаками, и тогда совершенно разные способы борьбы, — рассказывает Сергей Кардашов. — Мне, как производителю, приходилось неоднократно защищать патентные права. И, в общем-то, прецеденты возможно создавать в нашей патентной практике. В частности, мы говорим о защите через уголовный процесс. Есть такая форма, когда некие недобросовестные производители или поставщики продукции, в том числе и из-за рубежа, пытаются продавать продукцию на российском рынке, нарушая тем самым патент. В этом случае есть возможность защищать себя через уголовный процесс, есть 147-я статья Уголовного кодекса ("Нарушение изобретательских и патентных прав". — Ред.)".
Как рассказал эксперт, в России решение патентных споров, участники которых не готовы пойти навстречу друг другу, связано с некоторыми трудностями. Главная проблема заключается в том, что следственные органы, к ответственности которых относятся права на патенты, не считают такие прецеденты серьезным экономическим спором и стараются перевести их в гражданско-правовые отношения, предлагая идти судиться в суд. Таким образом, патентные дела с неохотой расследуются, и опыт в этой части у России небольшой. Поэтому чаще подобные споры решаются через Административный кодекс.
Читайте также: Почему нам не нужны строительные инновации?
"Административный кодекс также активно позволяет привлечь лицо к ответственности, а это, в свою очередь, дает уже более расширенные права, потому что в этом случае очень коротко устанавливается факт нарушения, и дальше уже, пользуясь законом, как требует уничтожение контрафактной продукции, так и, собственно говоря, выплаты штрафов, неустоек, возмещения ущерба, нанесенного контрафактной продукцией, — в общем, достаточно широкий спектр", — рассказывает эксперт.
Что в России сегодня развито, так это защита авторских прав. Это связано с большим количеством прецедентов, в том числе со звукозаписывающими компаниями, как с российскими, так и иностранными. На этой волне совсем недавно было несколько скандалов, связанных с размещением в социальной сети "ВКонтакте" контента с нелицензионными музыкальными произведениями и фильмами. Крупные компании инвестируют в борьбу, в юридическую защиту большие средства, и поэтому в вопросе защиты авторских прав в нашей стране прецедентов достаточно много.
"А вот по патентным правам их меньше, потому что с нарушителем лоб в лоб сталкивается, как правило, сам патентообладатель, и не всегда это некое юридическое лицо, обладающее достаточными ресурсами, которое может позволить себе понести большие юридические расходы, связанные с судебной защитой. Поэтому это, как правило, могут быть просто изобретатели, имеющие патент, у которых украли этот патент", — заключает Сергей Кардашов, подчеркивая, что в нашей стране на данный момент практика отстаивания патентных прав пока находится лишь на начальной стадии развития.