Борьба с офшорами: кому выгодно бездействие?

Борьба с выводом денег в офшоры давно обозначена приоритетным направлением работы российского правительства. С момента "майских указов" президента Владимира Путина прошло полтора года и еще два месяца после декабрьского послания, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Почему бизнесмены и правительство закрывают глаза на указ главы государства?

Тем, кто считает, что указы, подписанные президентом в мае 2012 года, — дела давно минувших дней, два месяца назад глава государства Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию напомнил о том, что деофшоризация экономики является одной из главных задач работы правительства. Причем если ранее обсуждалась необходимость исправлять недоработки в судебной системе России и в нормотворчестве, то в последнем послании уже говорилось о принятии жестких мер по ограничению вывода денег в офшорные зоны.

Четко прозвучало предложение облагать доходы российских компаний вне зависимости от места регистрации, отказывать зарегистрированным в иностранных юрисдикциях компаниям в господдержке в виде кредитов ВЭБа и госгарантий, не допускать такие компании к исполнению госконтрактов и контрактов структур с госучастием. То есть президент не только дал указ решить проблему офшоризации, но и предложил конкретный ряд мер, осталось их лишь реализовать. И надо напомнить, что глава минфина Антон Силуанов живо подхватил все предложения Владимира Путина и даже подсчитал, насколько вырастет доходная часть бюджета РФ — на десятки миллиардов рублей! И пообещал в кратчайшие сроки исполнить пожелания президента.

А теперь, спустя два месяца (срок немалый!), интересно посмотреть, какие меры борьбы с выводом капиталов в офшоры вступили в силу? Во-первых, надо заметить, что посыл президента первоначально вроде бы подействовал на минфин, представители которого еще в декабре (по "горячим следам") задумали три законодательные инициативы, предписывающие: раскрытие компаниями своих бенефициаров; начисление дополнительных налогов отечественным компаниям, контролирующим своих зарубежных "дочек"; раскрытие компаниями информации о собственниках при участии в госзакупках. Однако же пока эти законопроекты пребывают в стадии подготовки и ожидают внесения в Госдуму.

В целом же после 12 декабря в правительстве были замечены лишь небольшие шевеления. К примеру, в январе Дмитрий Медведев поручил минфину и минэкономразвития придумать конкретные решения по деофшоризации и подготовить их до 19 мая 2014 года. Потрудился над разработкой мер против уклонения от уплаты налогов с помощью офшоров и Следственный комитет. Однако на деле пока это просто слова и рассуждения, то есть, скорее, видимость работы, дабы президент не заметил, что его наставления исполнять никто не спешит. Ни одна из мер к настоящему моменту не принята и не реализуется. Почему правительство оттягивает реализацию конкретных решений по выводу капиталов из офшоров, корреспондент Pravda. Ru спросил у экспертов.

"Мне кажется, отказ правительства работать в данном направлении говорит о том, что владельцами этих офшоров, через которые они владеют активами на российской территории, было оказано серьезное давление на кабинет министров. Или, может быть, они находятся в узких или каких-то иных отношениях с членами правительства, которые, на мой взгляд, саботируют реализацию этой политики, — поделился своим мнением заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. — Думаю, что при нынешнем составе кабинета ожидать каких-то радикальных подвижек трудно. Само правительство играет в довольно циничные игры. Вместо того чтобы бороться с существующими офшорами, правительство подменяет эту борьбу другими инициативами. Например, последнее: попытка бороться за прозрачность аффилированных компаний. То есть пытаются заставить все крупные компании отчитываться о деятельности компаний, аффилированных с собой. И это подается якобы как борьба за права миноритариев. На самом деле это глупость, но подается это как борьба за прозрачность нашей экономики и бизнеса. Вместо того чтобы заняться реальным делом, этим не занимаются под давлением лоббистов, прикрываются какими-то новыми инициативами. Хотя президент ясно сказал, что надо бороться с офшорами, а не бороться с афиллированными компаниями".

Читайте полный комментарий Константина Симонова

К слову, недавно появилась информация Центробанка РФ о сокращении объема российских инвестиций в заграничную недвижимость. Эксперты поспешили отнести данные изменения к результатам борьбы российского правительства с офшорами. В частности, мог повлиять запрет для чиновников из РФ на владение активами за рубежом, поскольку именно эта категория чаще других приобретала иностранную недвижимость. К примеру, в 2012 году более четверти всех покупателей иностранных квартир и домов являлись представителями госслужбы РФ (по данным того же ЦБ). Однако этот запрет лишь с большой натяжкой можно отнести к одной из мер деофшоризации, потому как должностные лица — далеко не главные владельцы заграничных счетов и компаний.

Главной категорией, которой выгодно, чтобы правительство затягивало с определенными решениями в вопросе деофшоризации, являются российские предприниматели, в том числе крупные. Бизнесмены, владеющие компаниями за рубежом, конечно, не сильно обрадованы курсом на деофшоризацию и, должно быть, имеют рычаги давления на руководство страны, но еще сложнее дела обстоят с государственными монополиями. Понятно, что для многих предпринимателей (и не только российских) офшоры являются не столько тихой гаванью для капиталов, сколько возможностью вести дела на международном уровне и пользоваться определенной юрисдикцией. И российские госмонополии не исключение.

"Абсолютно уверен, что президент добьется от правительства, что его послание будет исполнено. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что этот процесс не в один день делается и, в частности, там те же самые государственные компании имеют офшорные компании, которые они достаточно активно используют. С юридической точки зрения все должно быть чисто выполнено, соответственно, это займет какое-то время, — полагает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Олег Еремеев. — Что касается вопроса о правительстве, почему они там что-то не выполнили, честно говоря, не следил за этим, что выполнено, что не выполнено, что они должны сделать. Но, по-любому, есть специальное подразделение в администрации президента, которое занимается именно контролем за выполнением тех указов и, соответственно, положений послания президента. Поэтому я уверен, что это все будет сделано".

Читайте полный комментарий Олега Еремеева

Если говорить конкретно о российском бизнесе, то он облюбовал офшорные зоны в свете рейдерских захватов конца прошлого века, когда предпринимательство было сопряжено с огромными рисками. Сегодня же рейдерство перестало быть настолько распространенным явлением в нашей стране. Однако теперь появился другой хлыст, который гонит бизнесменов в заграничные банки, — это даже не высокие налоги на бизнес, а несовершенная правовая система в нашей стране. И в этом свете резкий запрет на использование офшоров в случае российских предпринимателей будет лишь полумерой, которая, скорее всего, будет воспринята в очередной раз как попытка "задавить" отечественный бизнес и не позволить гражданам сохранить заработанный собственным делом капитал. Для того же, чтобы предприниматели перестали гнаться за иностранной юрисдикцией, необходимо провести кардинальные реформы внутри страны, над чем, в общем-то, и должны бы хорошо поработать члены правительства.

Тем временем, российский бизнес настолько глубоко засел за границей, что масштабы проблемы простому обывателю понять практически невозможно. Сообщается, что в офшоры уходят средства из компаний, работающих в IT-сегменте, в коммунальной, в сфере промышленности, — перечислять можно бесконечно. Так, в 2012 году разгорелся скандал вокруг московских парковок, плата за которые, как сообщалось, взимается не в пользу городского бюджета, а поступает на иностранный счет некого ООО. Разобраться с заграничными счетами управляющих компаний, работающих в сфере ЖКХ, Владимир Путин поручил ОНФ еще в декабре прошлого года. На принятие конкретных решений в данном вопросе отведен срок до 1 марта 2014 года.

Выходит, что офшорные зоны — это не просто финансовый инструмент, а фактически "черная дыра", которая с каждым годом все больше засасывает российские капиталы. В таких обстоятельствах говорить о причинах дефицита бюджета даже смешно. И тем более угрожающе выглядит бездействие правительства.

Время еще есть. По поручению Владимира Путина, решения по деофшоризации экономики должны быть приняты правительством до 15 июля 2014 года. Будет ли выполнена работа в срок, остается большим вопросом…

"Видимо, к сожалению, все будет идти по стандартному пути: придется президенту лично контролировать этот вопрос. Думаю, что будет жесткий разговор по этой теме с руководством правительства. Тем более, сейчас введена практика совещаний понедельничных, и на одном из них, я думаю, вопрос встанет довольно жестко. Потому что эта история саботируется, находится масса отговорок и по конкретным компаниям, и в целом, и как были заведены активы на офшорах, так они и остались. Так что здесь надеяться на то, что правительство проснется, не стоит. Думаю, что придется президенту активно напоминать об этом кабинету министров. Возможно, делать какие-то кадровые выводы в макроэкономическом блоке, седь там не справляются со своей работой. Только тогда дело может сдвинуться с мертвой точки", — предполагает Константин Симонов.

Читайте все статьи сюжета: Офшоры vs президент: кто кого поборет

Что нового произошло на главной Pravda.Ru? Посмотри...