Россия в 2000-е годы вышла на первое место в Европе по важнейшим общеэкономическим показателям. Но по конечным целям любой экономики — уровню человеческого развития РФ занимает 50-60-е места, уступая многим странам третьего мира. Модернизировать экономику, решив эту проблему, могут только творческие люди на основе качественного образования.
Владимир Путин подчеркивает: "Мы с вами много и в разных форматах говорили и о том, что российская экономика должна быть конкурентоспособна. Что это означает на самом деле в жизни? Наряду с высокой профессиональной подготовкой это улучшение условий труда, замещение вредных производств, широкое использование новых технологий, как итог — изменение структуры экономики, повышение её эффективности, рост качественной занятости и на этой базе — увеличение оплаты труда, то есть это то, что на экономическом языке называется интенсивным путём развития".
Мы не можем все время пытаться догнать Запад (а теперь уже и Восток — Японию и Китай), нам необходимо разработать стратегию опережающего развития, а для этого необходимо изменить всю сложившуюся экономическую и социальную систему. Директор Института социоэкономики МФЮУ профессор Александр Бузгалин отмечал, что "инновационная социально ориентированная экономика должна стать экономикой для человека. Ставка исключительно на эгоистического homo economicus, максимизирующего свой денежный доход, — это путь к социальной деградации. Человек в современной экономике обладает сложной системой ценностей и мотивов, ему нужен интересный, содержательный труд, который уважают и ценят общество и власть; возможность реализовать свои человеческие качества на работе, в городе, в стране; свободное время, которое он может использовать для развития, а не только досуга; партнерство и солидарность, а не только конкуренция в отношениях с другими; гарантированная возможность учиться и повышать квалификацию, обеспеченная старость. Все это — важнейшие формы социальных, материальных (хотя и не денежных) стимулов труда и инноваций".
Читайте также: Почему капитализм губит экономику?
Президент требует максимально настроить профессиональное образование на потребности экономики, на решение задач развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Бизнес и образовательные учреждения должны, наконец, иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно — и сферу деятельности.
Опережающее развитие само по себе предполагает приоритетное развитие творческого потенциала людей и обеспечение творческой, трудовой мотивации. Только это позволит опираться на принципиально новые технологии и изменить инерционную структуру экономики. Это понятно — только творческий человек может радикально повысить производительность труда в разы.
"Тысячи ученых, — поясняет Бузгалин, — подняв хотя бы вдвое урожайность сельскохозяйственных культур, могут тем самым сократить труд миллионов крестьян, талантливый технолог и управленец могут сэкономить труд десятков тысяч рабочих… То, что тысячи занятых в сфере высоких технологий высвобождают труд миллионов, занятых в индустриальном производстве (не говоря уже о ручном труде), хорошо известно". Вместе с тем, на Западе уже начинают бить тревогу — в новой модернизированной экономике востребованными оказываются не две трети ("средний класс"), а лишь четверть профессионалов высшего уровня. Остальным работы по специальности нет. И это ужесточает конкуренцию на рынке труда, тем самым тоже повышая его производительность.
Однако здесь следует различать среднесрочные и долгосрочные проблемы и задачи. К 2020 году в стране должно быть создано или модернизировано 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, и необходимы кадры, которые их заполнят.
Президент пытается заставить правительство начать конкретно работать в этом направлении — он рассчитывает на активное применение мер в виде льгот в регионах по созданию инфраструктуры индустриальных и технопарков, и бизнес-инкубаторов. Не может не внушать определенной тревоги, что на заседании Госсовета он вынужден специально просить "не заболтать" эти мероприятия, которые не только могут, но и должны эффективно сработать; "только это нужно делать", — не без горечи подытоживает президент, предлагая создавать "территории опережающего развития на Дальнем Востоке и в Восточном Сибири с особыми условиями для организации несырьевых производств". Это, по словам Путина, — важнейший приоритет для поддержки деловой активности и создания новых рабочих мест.
Образование для всех
Президент говорит и о важной проблеме "лишних" работников, высвобождаемых в результате радикального повышения производительности труда. Общее направление понятно — для резкого повышения производительности труда необходимо, чтобы рабочие получали полноценное серьезное двенадцатилетнее среднее и среднеспециальное образование, чтобы резко выросла доля занятых в производстве профессионалов с инженерным образованием, чтобы все, от грузчика до директора, через каждые несколько лет проходили переквалификацию — это, ведь, норма, например, для европейских стран. Верно, что в самое последнее время эту норму европейского социального договора — бесплатная переквалификация — стали ставить под сомнение, но верно и то, что вокруг ее защиты идут очень ожесточенные социальные битвы.
Читайте также: Учи, не учи — не заплатишь, не поедешь!
Подготовка высококвалифицированных инженеров и рабочих для реальной экономики — это общенациональная необходимость, важнейший элемент кардинального роста производительности труда, в конечно счете, одна из решающих задач экономического развития в целом.
Иными словами, нужна крепкая система образования: средне-специальные учебные заведения, вузы, элитные университеты. Нужны хорошие ПТУ и техникумы, в которых кроме образовательной подготовки идет и повышение квалификации, но — прогресс не стоит на месте — и это, в свою очередь, вызывает необходимость для преподавателей училищ и техникумов регулярно проходить переквалификацию в современных университетов и научных и производственных центров, но и эти педагоги должны жить в состоянии напряженного научного, карьерного и профессионального роста с мотивацией в виде возможности перехода в элитные научно-образовательные учреждения.
Путин говорит о возрождении института наставничества: "Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях. Конечно, никакого формализма здесь не должно быть. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков".
География образования
Очевидна опасность ситуации, когда в России стал по факту забываться один из важнейших, базовых принципов бюджетной политике — выравнивание количества и качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых каждому гражданину вне зависимости от его проживания.
Особенно это неприятно именно в сфере образования, связанном с воспроизводством, как трудовых ресурсов в частности, так и общества в целом. Очевидно, что уровень московских или петербургских школ выше уровня сельских особенно в отдаленных регионах, и эта разница продолжает увеличиваться по мере реформирования школ, которое в регионах с высокой плотностью населения идет гораздо быстрее.
Читайте также: Учеба за границей: кто хочет, тот может!
С другой стороны, министр Ливанов докладывает, что "с задачей достижения целевых показателей по заработным платам успешно справляются не только регионы с высокой бюджетной обеспеченностью, что понятно, но и целый ряд регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Поэтому всё зависит не только от активности в наполнении бюджета, но и от применения новых методов и более эффективных подходов к управлению". Он подчеркивает сложную ситуацию в таких регионах, как Республика Тыва, Северная Осетия, Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Забайкальский край, Республика Саха, Брянская область. С другой стороны, имеющие проблемы с бюджетной обеспеченностью Новгородская, Ростовская, Воронежская области и целый ряд других регионов "успешно справляются с теми показателями, которые установлены". При этом именно регионы должны оценить эффективность сети федеральных и региональных организаций профессионального образования на своей территории.
Подчеркивает серьезность проблемы неоднородности ситуации, которая складывается в регионах Российской Федерации, и в наметившихся тенденциях и Татьяна Голикова, которая говорит о необходимости серьезных перемен по "чёткой выверке оценок средств, которые необходимы на повышение уровня заработной платы в треугольнике: Министерство финансов — субъект Российской Федерации — соответствующее отраслевое министерство, которое мониторит повышение уровня заработной платы в соответствующем регионе". 80 процентов бюджета государственной программы "Развитие образования" составляют средства бюджетов субъектов федерации, но не созданы механизмы, позволяющие влиять на выделение регионами необходимого объёма средств и реализацию установленных указом задач.
Читайте также: Российских школьников не проймешь даже ЕГЭ
Президент напоминает, что в ближайшие пять-шесть лет — демографическая ситуация начнет выправляться — число школьников в стране возрастёт на миллион, хотя уже сейчас почти половина городских школ работает в две смены. Поставлена цель оценить масштаб этой задачи и предложить эффективные решения. Уделяет внимание руководство страны и повышению доступности мест в детских садах с особым акцентом на прогнозирование потребностей в них и соответствующее планирование и организацию работы.
Необходимо повышение профессионального уровня педагогов
Указами президента поставлена задача увеличить размер средней заработной платы педагогов по отношению к средней зарплате в регионах. Дмитрий Ливанов докладывает, что "по итогам девяти месяцев этого года заработная плата педагогов существенно выросла в дошкольном, общем и дополнительном образовании на 47, 45 и 43 процента соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2012 года". Средняя заработная плата составляет 27,6 тысяч рублей или 95 процентов от средней зарплаты по экономике в соответствующем регионе. В дополнительном образовании — 93 процента от средней заработной платы, а в высшей школе — 35,9 тысяч рублей или 124 процента от средней заработной платы по экономике.
Однако качество образования, особенно высшего совершенно не удовлетворительно. Выпускника вуза просто нельзя подпускать к самостоятельной работе в народном хозяйстве, он не справится, его не могут научить в рамках сложившейся системы. Вузы не выполняют своей роли в общественном воспроизводстве — готовить хорошо образованную, трудовую смену. И поэтому президент требует, чтобы рост заработной платы и рост бюджетных расходов на образование сопровождались структурными изменениями: "Много раз уже об этом сказали, все понимают, все кивают головой — да, нужно делать. Делается, но абсолютно недопустимо мало. Нам необходимо реальное повышение профессионального уровня педагогов и укрепление материальной базы учебных заведений".
Заклинания против реальности
Постепенно проясняется и подход министра Ливанова к решению этой сложнейшей проблемы — он, видимо, делает ставку на естественное обновление педагогических кадров с тем, чтобы они со временем вытеснили негодных педагогов. "В школах и вузах, — говорит он, — отмечается серьёзное увеличение численности молодых учителей и преподавателей. Происходит также опережающий рост среднего балла единого государственного экзамена абитуриентов, которые принимаются в вузы на специальности педагогических направлений".
Даст бог, школы станут лучше. Однако сможет ли это решить проблемы высшего образования? Могут ли преподаватели, всю сознательную жизнь проведшие на кафедрах — сначала студентами, потом аспирантами, затем ассистентами, младшими преподавателями, докторантами, доцентами, профессорами — подготовить молодое поколение к самостоятельной работе? Да просто, могут ли они знать требования, которые выдвигает жизнь, неуклонный прогресс, постоянная модернизация к трудовым ресурсам? Нет ответа. И это не может не пугать.
Ливанов надеется, что рынок вызовет в вузы лучших специалистов — практиков: "при повышении заработных плат мы ориентируемся на принцип эффективного контракта, предполагающий наличие стимулирующих выплат педагогам, закрепляющих возможность поощрять тех работников, чей вклад особенно значим. Требования к квалификации педагогов и качеству их работы будут опираться на соответствующий профессиональный стандарт и федеральные государственные образовательные стандарты". Но общие интересы педагогического сообщества, которое уже открыто называют "педлобби", несомненно, породят тот эффект, что будет создано максимальное количество препятствий для дороги практиков к передаче опыта студентам, к их карьерному росту.
Читайте также: Вклады в инновации: как снизить риски
Систему оценки эффективности педагогов будут готовить те самые педагоги, которые уже создали нынешнюю совершенно неприспособленную к подготовке кадров для народного хозяйства систему образования. Откуда же идут ожидания, что они сами будут вколачивать гвозди неэффективности в свой социальный гроб? Непонятно. А ведь система подготовки и повышения квалификации, то есть профессионального развития педагогов, а следовательно их оплаты и возможностей карьерного роста будет зависеть именно от составителей этих стандартов.
Поможет ли новая система трудовых отношений?
"Выстраивается новая целостная система трудовых отношений, — проповедует министр Ливанов, — которая должна стимулировать качество преподавания и непрерывный профессиональный рост педагогов. Рост заработных плат, безусловно, должен сопровождаться повышением эффективности системы образования". Цель хороша, но тревогу вызывает его оптимизм, который кажется неоправданным. Сама по себе система трудовых отношений не научит проведших всю жизнь на кафедрах преподавателей реальным требованиям жизни, потребностям народного хозяйства.
В прошлом году признаны неэффективными 382 вуза и их филиалов, предстоит провести их реорганизацию, но откуда идет уверенность Ливанова, что остальные "эффективные" вузы готовят хороших специалистов для народного хозяйства? Любой начальник знает, что выпускника любого, абсолютно любого вуза нельзя без переподготовки подпускать к производству или управлению (25 лет назад вашего автора, учившегося в советском вузе, после трех с половиной курсов — и с перерывом на два года в армии — бросили совершенно одного в цех — или выплывешь или утонешь — выплыл, но каждый день после смены до ночи сидел за учебниками и справочниками — мыслимо ли такое с современными магистрами и прочими бакалаврами!). И нынешнее руководство педагогики России хочет зафиксировать эту чудовищную ситуацию, как стандарт. Это реально пугает.
В министерстве знают о проблеме: "одна из стратегических целей образования — обеспечение регионов квалифицированными кадрами — требует сегодня выхода за рамки ведомственных решений при модернизации материальной базы, кадрового состава организации профессионального образования и реализуемых ими программ. Образовательные программы должны отвечать задачам экономического развития. В этой связи возрастает роль прикладного компонента профессионального образования в привязке к актуальной и перспективной экономической карте каждого конкретного региона". Почему же они ничего не делают, ведь совершенно непонятно, откуда при нынешней кадровой политике в системе образования появится прикладной элемент?
"В части сближения программ подготовки с реальными потребностями работодателей, — докладывает Ливанов, — будем развивать программы прикладного бакалавриата — это практика, ориентированная на программы высшего образования. В 2013 году было установлено больше 3600 бюджетных мест для обучения по таким программам, а в ближайшем году число контрольных цифр приёма на эти программы будет увеличено в пять раз — до 20 тысяч бюджетных мест". Но кто учить-то молодежь будет?
…Ситуация с образованием очень тревожная. Молодежь — это будущее нашей страны. Время еще есть, президент проблемам этой сферы уделяет внимание, так что остается надеяться на перемены. Мы будем следить за ситуацией.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"