Порядком поиздевавшись над другими членами ВТО мерами по поддержке своих производителей, российские чиновники создали структуры, которые будут помогать отечественным экспортерам функционировать в рамках торговой организации. Причем одной структурой решено не ограничиваться. Что будут защищать новые специалисты — экспортеров или внутренний рынок РФ?
С момента вступления во Всемирную торговую организацию Россия немало нервов вымотала другим ее участникам, многие из которых высказались весьма агрессивно в отношении не соблюдения Россией норм, прописанных в соглашении о присоединении к организации. Свое возмущение уже высказали представители таких стран, как США, Китай, Япония, Турция и Украина.
В минувшем году РФ уже "обменялась любезностями" с Евросоюзом: ЕС подал в суд на Россию за ввод утилизационного сбора только для импортеров автомобилей, а Россия ответила ему иском касательно пакета энергокорректировок по результатам антидемпингового расследования. В первом случае правда оказалась на стороне ЕС, и как бы мы ни старались, отечественный автопром далее не сможет избегать сборов на утилизацию за счет гарантии оной, как хитро было решено законодателями 1 сентября 2012 года.
Что же касается второго иска, то на данный момент до развязки этой истории еще далеко. Иск был подан только 23 декабря 2013 года, после чего РФ и ЕС получили традиционные в случае подобных разбирательств 60 дней для консультаций и урегулирования конфликта.
Читайте также: ЕС и Таможенный союз: особые отношения
Таким образом, вопрос должен быть решен к 23 февраля. Напомним, что Россия оспаривает результаты антидемпингового расследования ЕС, при котором издержки наших предприятий, связанных с закупкой электроэнергии и газа, учитывались не в российских ценах, а в европейских, которые гораздо выше. Однако получится ли у России оспорить обвинения отечественных металлургических и химических предприятий в демпинге, большой вопрос. Информационно-аналитический центр, созданный в рамках минпромторга и призванный помогать отечественным экспортерам в ВТО, еще ожидает утвердительных документов и неизвестно, когда приступит к работе. Впрочем, защищать интересы наших экспортеров за рубежом будет даже не эта структура, а Центр экспертизы по вопросам ВТО, созданный немного ранее в рамках минэкономразвития, Сбербанка и ВШЭ.
"Правда.Ру" узнала мнения экспертов, насколько эффективной может быть работа этих двух защитных структур? "Конечно, было бы гораздо более рационально подготовить мощную группу юристов, одновременно изучив все лазейки и возможности, которые даются как раз актами ВТО, — считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — Но наличие нескольких параллельных структур не обязательно обернется неэффективностью в их работе. Наоборот, они могут некоторые позиции российских экспортеров отстоять и начать действовать более эффективно, чем Россия действовала на протяжение 2012 и 2013 годов — с того времени, как мы вступили в ВТО. Вообще, Россия была мало подготовлена ко вступлению в ВТО с точки зрения юридических отделов, с точки зрения наличия кадров юристов и их организации".
Читайте также: Нездоровая конкуренция - в правилах ВТО
По мнению же главного экономиста Deutsche bank в России Ярослава Лисоволика, структуры, созданные в рамках российских ведомств, появились очень своевременно.
"Я напомню, что мы стали членами ВТО в 2012 году, и сейчас правительство наше принимает соответствующее положение относительно российского представительства в этой организации. Это представительство будет отвечать за защиту российских экономических интересов в рамках этой организации, в том числе на правовом пространстве всемирной торговой организации, в части координации работы по ведению торговых споров на площадке ВТО со старыми членами этой организации. Таким образом, представительство наше в ВТО — это дополнительный инструмент к тем двум, которые вы обозначили, который призван решать эти проблемы, — рассказал "Правде.Ру" экономист. — Конечно, после вступления в ВТО резко возросла потребность в специалистах, которые разбираются в правилах функционирования этой организации, не только с экономической точки зрения, но и с юридической, потому что уже появились иски, появились разбирательства, в которых Россия вовлечена на площадке ВТО, и, конечно, крайне необходимо, чтобы у нас было достаточно специалистов, которые квалифицированно могли бы отстаивать российские национальные интересы".
Но есть и другая сторона медали. Конечно, вступление России в ВТО предполагало защиту отечественных поставщиков от плохой конъюнктуры и предоставление им шанса нарастить экспорт или, по крайней мере, не потерять свои позиции на рынках, в частности, в Европейском союзе: это и экспорт нефти, и газа, и металлов, и леса. Однако, по замечанию Василия Калташова, этучастие в ВТО не в состоянии отменить деструктивных процессов в мировой экономике и, что самое главное, вообще никак не компенсирует потери тех, кто работает на внутренний рынок. А он после вступления России во всемирную организацию все более отдается для импорта.
"И именно импорт хорошо бы как-то ограничить. Даже в рамках ВТО необходимо решить эту проблему с юридической стороны, разработав протекционистские меры, которые позволят российским предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, эффективно функционировать и в рамках ВТО. А этого никто делать не собирается, — сетует Василий Колташов, — Все озабочены главным образом тем, как бы экспортеры чего не потеряли на внешних рынках. А то, что внутренний рынок постепенно занимают иностранные производители, в верхах не замечают . Вот такое у нас противоречие".
Читайте также: Евросоюз подал в суд на Россию
При этом эксперт очень удачно сравнивает Россию с Китаем, который серьезно подготовился к вступлению в мировую организацию, собрав целую армию высококвалифицированных юристов. И в принципе нам в свое время (то есть до принятия судьбоносного решения о присоединении к ВТО) следовало бы с усердием изучить опыт нашего восточного соседа. Да и сейчас не поздно все исправить, если подготовить юристов для защиты внутреннего рынка. по крайней мере тех важных для экономического развития, основообразующих сегментов. Речь, конечно же, идет не о пресловутом энергетическом сегменте, который, что уже совершенно очевидно, ведет экономику России не к рассвету, а к закату своего развития.
"Китай как раз ориентировался в большей мере на то, чтобы не позволить иностранным товарам заполнить китайский рынок. В то же время именно Китай мог бы наращивать экспорт, — рассказывает эксперт Института глобализации и социальных движений. — Должен сказать, что китайский импорт весьма особенный — Китай получает то, что ему нужно и что он производить не в состоянии. В частности, он получает железную руду из Новой Зеландии, сырьевые продукты из Австралии, промышленное оборудование из Европейского союза и США, которые сам не может производить, он получает высококачественные сорта стали, которые сам не может производить в нужном количестве. Но в то же время Китай старается производить максимум всего сам и линейка китайских товаров неизменно возрастает. Что касается нас, то мы с момента вступления в ВТО, какие бы сейчас отделы не создавались, столкнемся с проблемой, что линейка-то наших товаров будет сокращаться, потому что импорт растет".
Читайте также: Российские аграрии уже плачут от ВТО
И разумеется, растущий объем импорта вытесняет с внутреннего рынка РФ продукцию предприятий, который только в 2000-е начали свое восстановление после разрушительных 1990-х. К примеру, сегодня в России не существует никаких мер, защищающих производство электроники, корабельных и авиационных двигателей и других товаров.
"Несмотря на то, что ВТО предполагает, что все двери распахнуты, на деле ни у одной из стран, играющих в ВТО большую роль, все двери не распахнуты, распахнуты отдельные двери. Россия же вошла в ВТО с почти полностью распахнутыми дверями. Единственное, что у нас более мене закрыто — это автопром", — подводит неутешительный итог Василий Калташов.