Межгосударственный авиационный комитет распространил заявление: единственный "рабочий" российский среднемагистральный самолет Ту-204 может быть выведен из парков авиакомпаний из-за дефекта в конструкции стабилизатора. Однако эксперты, опрошенные "Правдой.Ру", заявляют, что сеять панику рано, так как вопрос с Ту-204 очень и очень неоднозначный.
По словам экспертов, заявление МАК следует рассматривать пока лишь как рекомендацию. Ну и как повод для дополнительной работы авиаконструкторов.
Напомним, с начала серийного производства было изготовлено 76 самолетов Ту-204 различных модификаций. На январь 2014 года в эксплуатации находилось 47 самолетов семейства Ту-204 (это по официальным данным, которые имеют традицию стремительно устаревать и не обновляться). Что, собственно, не так уж и много в масштабах всей российской авиации.
Ту-204 — именно отечественный, то есть российский среднемагистральный пассажирский самолет, который серийно производится с 1990 года. Основные его эксплуатанты в России, опять же по официальным данным — "Red Wings Airlines" (восемь самолетов), "Владивосток Авиа" (шесть самолетов) и специальный президентский летный отряд "Россия" (12 самолетов). То есть, по сути, сама администрация президента как раз Ту-204 и его модификации в основном и использует!
Увы, именно из-за отсутствия массового производства (делающего эксплуатацию самолета рентабельной) и качественной системы послепродажного обслуживания Ту-204 не пользуется очень уж большим спросом у коммерческих авиаперевозчиков. Хотя его последняя модификация Ту-204СМ вполне может составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам "Айрбас-A320" и "Боинг-737" по надежности и эффективности.
Читайте также: Старый Boeing лучше российских двух?
И весьма тревожное недавнее заявление МАК вряд ли сильно отразится на расписании рейсов в гражданской авиации, пишет, в частности, "РГ". Хотя авиарегистр МАК в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний и принимает уже необходимые меры в сфере своих полномочий.
"В том числе МАК рассматривает целесообразность приостановки действия сертификата производства этих самолетов", — говорится в сообщении ведомства. Кроме того, МАК направил в Объединенную авиастроительную корпорацию обращение по проблемам, связанным еще и с безопасной эксплуатацией самолетов RRJ-95B (они известны также под брендом "Сухой Суперджет 100").
Надо сказать, что проблемы с Ту-204 уже были. К настоящему моменту с этими самолетами произошли как минимум два серьезных авиаинцидента. В марте 2010 года лайнер этого проекта совершил аварийную посадку недалеко от аэропорта Домодедово. В декабре 2012 года Ту-204 при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы аэропорта Внуково, пробил ограждение и развалился на три части. В результате второго происшествия пять (по другим данным — четыре) человека погибли. Были катастрофы и, так сказать, попроще — без жертв. Так, 21 декабря 2012 года в аэропорту Толмачево в Новосибирске после касания шасси Ту-2014 взлетно-посадочной полосы не включился реверс обоих двигателей и не сработала система торможения.
Кстати, развития ситуации с сертификатом самолета данной модели специалисты ждали уже давненько — после того, как выяснилось, что вышеупомянутая жесткая посадка во Внуково была связана с самой конструкцией воздушного судна (отказ системы реверса), могло быть принято решение об отправке этого типа самолетов на доработку. Ну и дождались… Хотя даже очень громкое заявление МАК — еще, конечно, не высокое правительственное решение и даже еще не официальное решение Росавиации, но какие-то серьезные меры в отношении Ту-204 все равно последовать вполне могут.
Но если такие решения (в частности, связанные с ограничением полетов самолетов этой марки) все-таки последуют, то российских аналогов у Ту-204 просто не останется. Будем летать на "средние дистанции" на лайнерах иностранного производства. Например, на "Боингах", которых у нас и так намного больше.
Читайте также: Магомед Толбоев: Причина авиакатастроф — взятки
"Очень интересно, что дефект в силовой конструкции стабилизатора, о котором говорится в заявлении МАК, выявлен только через 20 с лишним лет с начала производства и эксплуатации Ту-204, — поделился с "Правдой.Ру" своим мнением о проблеме заслуженный летчик гражданской авиации РФ Василий Леонидович Потемкин. — Мне кажется, что раньше такой дефект (если это действительно можно считать дефектом, подвергающим опасности пассажиров и экипаж) просто не могли выявить из-за того, что соответствующей аппаратуры просто не существовало в природе.
На различные варианты и модификации Ту-204 получено более 50 российских и международных сертификатов и дополнений к ним. И изначально Ту-204 удовлетворял всем положенным нормам много лет. Самолеты семейства Ту-204/214 отвечают всем современным требованиям по безопасности, шуму на местности и эмиссии вредных веществ. Находящиеся в эксплуатации Ту-204 до сих пор соответствуют требованиям ИКАО и Евроконтроля по вертикальному эшелонированию и точности навигации, без ограничений допущены к полетам в страны Евросоюза, а также выполняют регулярные рейсы по всему миру, включая страны Северной и Южной Америки.
И к дефектам в конструкции стабилизаторов, о которых сейчас говорит МАК, все без исключения происшествия с Ту-204 отношения не имеют. Практически везде — и во Внуково, и в Толмачево — имели место явные неисправности двигателей, когда их переключали на реверс. А двигатели-то у многих Ту-204 последних лет постройки — иностранного вообще-то производства… Так что тут еще надо разбираться и МАК, и Росавиации, и другим ответственным ведомствам. Ну, а журналистам не стоит "клевать" на сенсации такого рода сражу после их появления. Всему свое время".
Ну и напоследок немного истории вопроса. Ту-204 — советский/российский среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолета Ту-154. Производится с 1990 года на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске, а также с 1996 года на КАПО имени С. П. Горбунова в Казани (модификация Ту-214).
Читайте также: МАКС: встанет ли на крыло авиация России?
Кстати, Ту-204 — один из немногих пассажирских самолетов, который на практике подтвердил возможность безопасного завершения полета со всеми неработающими двигателями. 14 января 2002 года самолет Ту-204, следовавший рейсом "Франкфурт -Новосибирск", в сложных метеоусловиях выработал все топливо за 17 километров от аэропорта Омска и совершил успешную посадку с двумя неработающими двигателями. При посадке никто не пострадал, а самолет вскоре вернулся в эксплуатацию.