Развитие Дальнего Востока и Сибири, что является приоритетом для российской экономики, требует больших инвестиций как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Гость "Правды.Ру" известный экономист и глава аналитического отдела компании "Альпари" Александр Разуваев рассказал, на какие средства будут развиваться данные регионы
— Александр, для того, чтобы инвесторы и предприниматели потянулись в ДФО и Сибирь, необходимо развивать транспортную инфраструктуру, в частности железнодорожную. Об этом уже много раз говорил сам Президент Владимир Путин. Откуда будут поступать инвестиции в развитие транспортного узла?
— Я так понимаю, из денег ФНБ. Соответственно, это и есть госинвестиции. И в принципе, я думаю, была надежда, что будет, как в "нулевые" годы, когда в Россию был очень серьезный приток капитала, и за счет денег иностранных инвесторов можно будет все модернизировать (как, кстати, 100 лет назад поступала царская Россия). Но после кризиса 2008 года уже прошло достаточно много времени. По разным причинам, начиная от плохого пиара и Сирии, и кончая некоторыми нашими проблемами, деньги к нам, в отличие от "нулевых" годов, не идут. Поэтому единственный серьезный инвестор, по факту, который у нас есть — это государство. Соответственно, было решено откупорить кубышку.
Читайте также: Россию привили от сырьевой зависимости
— Но в дальнейшем будут поступать какие-то средства частных инвесторов? Ведь предпринимательство должно быть заинтересовано в том, чтобы развивать инфраструктуру в этих регионах. Бизнесу должно быть там комфортно, соответственно, транспортное сообщение хотя бы точно должно быть налажено.
— Предпринимательство заинтересовано только в прибыли своей, личной. А наладить это все-таки придется за счет государства. Опять-таки, у нас не все так страшно. Да, у нас стагнация в экономике, но за счет цен на нефть, которые по-прежнему очень комфортны, у нас все нормально с доходами бюджета. Более того, мы имеем уникальный случай. Мы имеем дорогую нефть и достаточно дешевый рубль. Соответственно, доходы бюджета в очень хорошем состоянии. Скажем так, они примерно в таком же состоянии, как если бы сбылись прогнозы правительства по росту экономики на 3-4 процента, которые были 3-4 года назад. За прошлый год мы выросли на 1,4 процента. А промпроизводство, по разным оценкам, от -0,1 до +0,2, но это статистическая погрешность. Ноль это.
— Помимо транспортной инфраструктуры какие еще условия должны быть созданы в Сибири, чтобы туда пошли инвестиции?
— Я думаю, для людей все-таки надо снизить транспортные тарифы, особенно, если у тебя государственный перевозчик. Тот же Аэрофлот может это сделать. И следующий момент — это, конечно, масштабные государственные инвестиции. Это — развитие масштабной инфраструктуры, но это необязательно сам бюджет. Это и наши госкомпании — РЖД, та же Роснефть, Газпром. Газпром, кстати, добился того, во что никто не верил. Газпром добился, что цена по поставкам в Китай будет близка к европейской цене. То есть, если сейчас цена в Европе чуть более, чем 400 долларов (учитывая нашу нежную любовь с Прибалтикой, они и под 500 платят, но это — исключение), то китайцы будут покупать под 400. То есть подешевле, чем Европа, но не очень сильно. А Китай же изначально вообще хотел внутренние российские цены на газ. Более того, Газпрому удалось привязать цены по своим контрактам в Китае к стоимости нефтепродуктов в Сингапуре. Потому что, когда мы говорим о формуле цены для Европы, то там тоже корзина — нефть и нефтепродукты в Европе.
Читайте также: Из центра РФ намечается отток населения
— А в дальнейшем можно ли ожидать прихода в Сибирь инвесторов из Европы, или только из Азии?
— Я думаю, что из Европы — нет. Во-первых, политические отношения не очень хорошие. Плюс Европа уже не имеет лишних денег, не имеет сил чем-то таким заниматься, плюс Европа до сих пор давит на нас подписанием Энергетической хартии — то есть допустить их к месторождениям, к трубопроводам свободно. Но, опять-таки, если мы ее (не дай, бог) подпишем, то нынешние пустые претензии ЮКОСа к российскому государству, они как бы приобретают юридическую основу. А что касается азиатов, то им нужны либо ресурсы, как Китаю, либо просто коммерческая выгода, и я думаю, что, конечно, у нас все азиатские страны будут как-то участвовать, кроме Японии — ну, во-первых, у нас не идеальные отношения — там претензии по островам, плюс, не все знают, но японцы же всегда там жили, и настолько прославились за всю историю своей жестокостью, перед которой Гитлер выглядит почти зайкой, их настолько не любят — никто не будет с японцами иметь дела в Азии.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"