Реальные бои за виртуальную торговлю

Минфин не оставляет намерения уменьшить беспошлинный лимит для россиян на заказанные за границей товары до 150 евро. Общественность и бизнес взволнованы: рынок интернет-торговли в России и так не очень развит, на каждого россиянина приходится 0,7 покупок в месяц по интернету, тогда как на гражданина США — 20. Кому выгодно ужесточение правил?

На самом деле наш виртуальный рынок все-таки растет: так, по официальным данным, только в первой половине 2013 года объем рынка интернет-торговли в России вырос на 23-25 процентов, до 160 миллиардов рублей. Реакция интернет-сообщества в целом и интернет-ритейлеров в частности на заявление главного финансиста страны Антона Силуанова не замедлила сказаться. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) на своем сайте даже предложило отказаться от покупок в крупнейших российских интернет-магазинах в знак протеста против сокращения беспошлинного лимита на товары для россиян.

Читайте также: Россиянам "обрубят" интернет-покупки?

Судя по прессе, общественники посчитали такие меры в определенной мере противоестественными, а саму такую идею — пролоббированной как раз крупными российскими интернет-магазинами, которые не в силах конкурировать с зарубежными онлайн-гигантами и которые, естественно, получат существенную прибыль.

"Они просто не могут предложить потребителю сравнимый уровень сервиса, цен и качества, а единственный выход для них — потратить часть своего бюджета на лоббистов, чтобы провести эти запреты через правительство и Госдуму", — говорится на сайте ОЗПП. Интересно, что, судя по последней прессе, ОЗПП в сам минфин за какими-то разъяснениями не обращалось. Во всяком случае, пока. И предпочло сразу же объявить бойкот.

Кстати, в разных странах Европы ограничение на стоимость ввозимых товаров намного ниже, чем планируется установить в России: от 24 до 150 евро! Но то Европа… В общем, общественники выступили с инициативой бойкотировать деятельность российских интернет-магазинов, входящих в Ассоциацию компаний интернет-торговли, — в первую очередь как раз крупнейших российских сетевых продавцов (приводить их названия лишний раз нет смысла). Защитники потребительских прав указывают, что предполагаемые ограничения на продажи в иностранных интернет-магазинах, по большому счету, уравнивают наш офлайн- и онлайн-ретейл.

Да, собственно, никто из "больших" этого и не отрицает! Действительно, инициатива главы минфина на то и направлена — в значительной мере уравнять условия для онлайн- и офлайн-ретейла! Между прочим, в некоторых изданиях как бы весьма непрозрачно намекается: в принципе, о возможности таких изменений говорил не так давно в послании Федеральному собранию и сам президент России.

Но все-таки… Может, президента не совсем правильно понимают даже высокие чиновники? Ведь права потребителей, то есть простых граждан России, освоивших интернет и имеющих возможность с выгодой для себя "шопиться" в иностранных интернет-магазинах, если разобраться, все-таки нарушаются? А президент никогда не пойдет на нарушение законных прав людей. Так может, все дело в законах?

Вот как прокомментировал ситуацию в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" интернет-аналитик, бизнесмен Артем Летушов:

"Вообще эта норма изменения беспошлинного ввоза в Россию заграничных товаров, купленных по интернету, с 1000 до 150 евро достаточно интересная — почему именно такие цифры фигурируют, а не иные? Кто их просчитывал и обосновывал?… У нас традиционно сначала пытаются собрать деньги, а вот нормативные акты, законодательство для комфортной работы отрасли относят на потом.

То, о чем сейчас говорят в прессе по этой теме, по-моему, достаточно актуально. Дело даже не только в бизнесе. Это касается любого человека. Допустим, я хочу заказать себе хорошие вещи -- и получается, что, заказывая их, я не могу их купить по вывешенной на сайте цене, я должен заплатить еще сколько-то. Но тогда вообще теряется весь смысл заказывать хорошую вещь где-то за рубежом, потому что она по-любому будет стоить больше 150 евро! И под ограничения все равно подпадет.

Государство ссылается, что во многих странах все эти таможенные пошлины давно внедрены. Но в тех странах интернет-бизнес гораздо более развит -- и там созданы и нормативные акты, и соответствующие законы. И поддержка государства у этого бизнеса там есть. Но в нашей же стране этого, извините, просто тупо нет!

Если мы хотим получать дополнительные деньги в виде налогов с этого бизнеса в масштабах государства, то надо четко понимать, что это бизнес для России новый, что он, вообще-то, пришел к нам с Запада, а ведь там уже все давно неплохо налажено. А здесь люди работают на свой страх и риск, пока, по большому счету, нет ни четких схем, ни шаблонов, никакого четкого видения этого бизнеса. Такой пример от моих коллег: приходишь в любой банк, хочешь взять кредит под бизнес. А когда говоришь, что у тебя за бизнес, над тобой просто-напросто смеются. То есть у многих кредитных организаций все-таки есть ощущение того, что ты занимаешься какой-то ерундой, разводом…

А ведь на самом деле интернет-бизнес серьезен! Но пока для России во многом еще непривычен. Хотя и развивается стремительно. Ни в какой другой отрасли таких темпов развития нет. И высоким государственным чиновникам, прежде чем делать какие-то заявления по частным вопросам, касающимся интернет-торговли (в данном случае имею в виду вопрос о возможности увеличения таможенных сборов за товары, купленные по интернету за границей), нужно сначала выработать конкретные, понятные и логичные правила игры! То есть законы".

А вот взгляд на ситуацию, который изложил "Правде.Ру" аналитик по информационным технологиям FINAM GLOBAL Леонид Делицын:

"Давайте для начала сошлемся на труды ученых Высшей школы экономики, которые говорят о том, что электронная коммерция — это самая крупная часть интернет-рынка России. В 2013 году онлайн-ретейл составил примерно 285 миллиардов рублей. А весь рынок интернета — 563 миллиарда долларов. То есть сектор онлайн-ретейла — самый большой. Ни реклама, ни веб-разработка, ни хостинг и близко не подбираются по цифрам к этой величине. То есть электронная коммерция — это основной источник денег в российском интернете. Есть за что побороться…

Что касается таможенных сборов, то существует определенное преимущество у компаний, которые зарегистрированы не в России, — у иностранных магазинов. Потому что при отсутствии этих таможенных пошлин, нам, оказывается, выгоднее покупать в зарубежных магазинах, а не в российских.

Это очень хорошо для покупателей с точки зрения сиюминутного выигрыша на каждой покупке. С точки зрения создания рабочих мест для нас с вами, чтобы не торчать в онлайн-изданиях, а работать в магазинах, — это не очень хорошо. Потому что наши магазины оказываются в невыгодном положении при этом. Более того, возникают небольшие конторы, которые играют на этой разнице. Используют разные серые способы ввоза товаров в виде личных покупок, чтобы потом продать здесь.

Читайте также: Онлайн-магазины: пошлинами по ebay'ам?

Но надо понимать, что в вышеупомянутых цифрах мы видим выручку российских магазинов, а вышеупомянутым налогом будут облагаться покупки зарубежные… Как бы российский рынок не был развит, он развит больше, чем другие отрасли интернет-экономики. Этот рынок развит пропорционально нашей аудитории интернета и ее опыту. Если мы возьмем такую страну, как Швецию, мы обнаружим, что там 95 процентов населения пользуются интернетом. И это средний показатель не по городам, а и по сельским районам. А у нас этот показатель пока менее 70 процентов.

Соответственно, опыт у, так сказать, "среднего шведа" в использовании интернета порядка десяти лет. Он так давно им пользуется, что не боится совершать покупки. У нас на это требуется время. Люди привыкли — сперва посидели в "Фейсбуке", а потом отважились достать свою карточку и за что-то заплатить. С одной стороны, у нас рынок пока не очень большой в процентах по сравнению с европейским. С другой стороны, он по этой причине быстрее растет, потому что ему есть куда.

Теперь о том, по кому в первую очередь ударит мера по сокращению беспошлинного лимита на заказанные за границей товары? Предполагается, что она в более равные условия поставит наши магазины по сравнению с зарубежными. Но она удорожит покупки для нас, конечных покупателей. То есть наши магазины не протестуют против этой меры. А вот общественность, защищающая наши покупательские права, как видим, протестует. Чья сторона пересилит? Покажет время".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"