Дороги России в этом году не станут лучше. Более того, запущенные трассы могут остаться в своем нынешнем состоянии аж до 2017 года. Если, конечно, местные власти не научатся находить средства в источниках, не зависимых от федеральной казны и топливных акцизов. Почему денег из дорожных фондов не всем регионам хватает на ремонт, узнала "Правда.Ру".
Решению властей не повышать топливные акцизы как минимум до 2016 года, крайне огорчились в регионах, ведь именно за счет этих сборов пополняются дорожные фонды. А денег в большинстве из них, по всей видимости, сильно недостает. По крайней мере, региональные власти уже начали горевать, мол, на дорожную инфраструктуру денег совсем нет. Блогосфера, надо заметить, откликнулась на эти стоны региональных управленцев очень оперативно и с традиционной язвительностью.
"Конечно, в регионах "денег нет". У нас в Брянской области дороги очень хорошо "ремонтируют". На бумаге асфальт переложен, а по факту ямы как были, так и остались", — пишет на одном из форумов пользователь Woolfer.
При этом блогеры, все как один, замечают, что не в каждом субъекте федерации дороги такие, что хоть пешком иди. "Взять Белгородскую область, Краснодарский край или Кемеровскую область — дорог строится очень много и дороги отличные. Видать, очень много зависит от губернаторов", — отмечает, к примеру, alexun. "А рядом с ними — черные дыры по кругообороту бабла в России — Брянская, Адыгея, Алтай. Там ни денег, ни дорог; только Кайены и Лексусы администрации", — вторит ему Mихаил.
Читайте также: Ученые раскрыли тайны русской души
Действительно, путешествующие на автомобиле часто замечают разницу в качестве дорог на участках разных субъектов федерации. К примеру, если следовать по трассе М-2 от Москвы до Белгорода, то дорожное полотно во всех пересекаемых областях подивит своим разнообразием. К примеру, через Тульскую и Орловскую области автомобиль проще нести на плечах, по Курской худо-бедно можно ехать, а в Белгородской дороги становятся очевидно лучше (хотя это лишь мнение автора статьи, и, судя по отзывам на форумах, рейтинг худших дорог у каждого автолюбителя свой). Конечно, здесь многое зависит от дотаций, от прибыльности и ресурсов отдельного субъекта, от особенностей местности и других факторов, но все же дорожная инфраструктура так или иначе должна находится в приоритете для местных управленцев, ведь по сути именно дороги дают развитие региону. Почему во многих случаях на это закрываются глаза, "Правде.Ру" рассказали эксперты.
"Насколько мне известно, дорожный сектор — один из самых коррумпированных и один из самых благодатных для отмывания криминальных доходов, — подтверждает мнение большинства россиян автомобильный историк Константин Шляхтинский. — Потому что очень сложно проверить, насколько вообще правильно, по технологии построена эта дорога, невозможно проверить качество дороги на всем ее протяжении. Эксперта же на каждый километр не пошлешь и не проконтролируешь, правильно ли по технологии ее построили, или нет. Поэтому это дает возможность для многочисленных злоупотреблений как со стороны компаний, которые этим занимаются, так и со стороны администрации. А если учитывать существующую коррумпированность у нас администраций многих регионов, то понятно, что хорошие дороги строить сразу и надолго невыгодно. Проще потом брать средства из регионального бюджета и из государственного на их ремонт".
При этом историк соглашается, что во многом качество дорог зависит от расположения региона, например, на севере страны сложнее строить хорошие дороги по вполне определенным причинам, а в южных регионах, где температурные колебания невысокие, это проще. Кроме того, состояние дорожной инфраструктуры зависит от структуры дорожной отрасли того или иного субъекта, от уровня ее оснащенности, от качества материалов, которые возможно использовать, и так далее.
Читайте также: Коммунальщики придумали новый фокус
"Но в принципе если есть желание, если есть материал, и если есть честные люди, хорошую дорогу построить всегда можно, независимо от региона", — уверен Константин Шляхтинский.
Если верить данным ассоциации "Радор", регионы недодадут дорожной отрасли в текущем году значительную сумму. На содержание и ремонт существующих дорожных полотен в 2014 году из региональных бюджетов поступит менее 300 миллиардов рублей, хотя должно было бы поступить почти в пять раз больше. Местные власти пеняют на нехватку средств (а дорожная отрасль считается одним из главных рисков для бюджетов субъектов, некоторые из которых в конце 2013 года готовы были объявить себя банкротами). Но как же выкручиваются остальные, тоже не сильно богатые регионы?
"В Чувашии построены дороги ко всем населенным пунктам, — замечает в беседе с "Правдой.Ру" первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. - Это о чем говорит? О том, что есть политическая воля, контроль. Естественно, это большое значение имеет. Но что касается событий последних лет, то у нас, к сожалению, в 2000–2003 годах были ликвидированы дорожные фонды просто как институт, и все эти годы со всех сторон, и мы в том числе, и эксперты, и руководители субъектов, просили президента восстановить эти дорожные фонды и наконец-то общая молитва дошла, на госсовете несколько лет назад было принято решение о восстановлении дорожных фондов, и они сейчас только-только начали наполняться деньгами. Есть и федеральный дорожный фонд, и региональные дорожные фонды. Как раз в этом году идет наполнение достаточное для стопроцентного финансирования строительства и ремонта дорог, потому что даже с точки зрения нормирования, финансов в предыдущие годы не хватало на нормальное технологическое обслуживание дорожной сети".
По словам Вячеслава Лысакова, на данный момент 37 процентов всей сети федеральных дорог не соответствует техническим нормативам и 24 процента местной дорожной сети, а в иных российских регионах до 80-90 процентов дорог не соответствует нормативам. И только восстановление дорожных фондов дает надежду на то, что ситуация с трассами в России изменится. Хотя…
"Естественно, необходимы кадры, необходимо качественное строительство дорог, в том числе с применением новых технологий. Не так, что "тяп-ляп" и через год все развалилось, а компанию не найти. Здесь много, естественно, проблем. Но если есть воля руководителя субъекта, его контроль, есть ответственность, есть правильное использование этих денежных средств, в том числе и качественная работа по строительству и ремонту дорог, тогда мы можем вспоминать о Белгородской области, о ряде других регионов. Краснодарский край тот же — там вполне приличные дороги, — отмечает Вячеслав Лысаков. — Так что все в общем-то в одинаковых более-менее условиях находятся, но очень многое зависит от исполнительной власти, от контроля на местах. Вот здесь уже действительно присутствуют факторы бесхозяйственности, коррупции и прямого воровства".
Читайте также: Что мешает России стать Сколковом
С тем, что многое зависит от руководителя, поспорить сложно. Тогда почему при отсутствии средств на восстановление дорожных сетей региональные управленцы не стараются привлечь их извне, со стороны предпринимательства. Казалось бы, очень многое можно было бы сделать, используя инструмент государственно-частного партнерства, но это не применяется ни в одном российском регионе.
"Инвестор хочет отдачи, любая компания, ее акционеры или владельцы хотят прежде всего получать прибыли. Если строить платные дороги, то тут будет прибыль, и в общем-то примеры есть уже у нас. А если строить обычные бесплатные дороги, то это долгие деньги, они не сразу окупятся и ты, возможно, даже не увидишь, окупились ли они", — поясняет Константин Шляхтинский.
Увы, выходит, что дорожная ситуация всецело зависит от честности и грамотности чиновников, находящихся у руля местного самоуправления, а ответственность этих лиц далеко не всегда отвечает нашим ожиданиям.