От военно-промышленного комплекса СССР, который до сих пор поражает своей мощью историков всего мира, сегодня остались лишь малые крохи. Развал ВПК случился после проведенной конверсии и отделения республик, где располагались предприятия, которые участвовали в советской оборонной промышленности. Сможет ли Россия возродить былую мощь и какой ценой?
Крах советского военно-промышленного комплекса произошел не сегодня и не вчера. Двадцать лет назад не стало крепкой системы предприятий оборонной промышленности, на работе которых было завязано, по подсчетам некоторых экспертов, 40 процентов экономики всего СССР. Объемы государственного заказа на производство вооружения сократились в 1992 году в восемь раз. После развала Союза необходимость в такой значительной загрузке военно-промышленных предприятий, какая была в период социализма, пропала. Те государства, которые ранее значились в противниках, стали превращаться в партнеров. А переход РФ к рыночной экономике заставил провести военную конверсию, в результате чего крупные промышленные предприятия были переведены в гражданский сектор, а также реконструированы в крупные корпорации и отданы в частные руки.
Казалось бы, с развала СССР прошло достаточно времени, и за этот срок ВПК РФ должен бы перестроиться на работу в русле нового государства, однако Россия по-прежнему вынуждена собирать свои осколки по отделившимся республикам. Крайне остро вопрос союзничества по части оборонной промышленности встал в тот момент, когда Украина заявила об ассоциации с Евросоюзом. И хотя это соглашение осенью 2013 года подписано не было, украинский глава Виктор Янукович не решился окончательно свернуть с пути евроинтеграции, а лишь приостановил переговоры. В этой связи представители минпромторга РФ высказали серьезные опасения за российскую "оборонку" и создали экспертную группу для анализа и проработки рисков. Совершенно очевидно, что продолжение сотрудничества России с Украиной в сфере оборонной промышленности поставило бы под угрозу национальную безопасность РФ, несмотря на отсутствие у Евросоюза намерения ограничить эту связь между странами.
Удачным решением со стороны российских властей стала выдача кредита Украине под проценты и заключение на этом фоне ряда соглашений. Фактически на декабрьской встрече двух лидеров — Виктора Януковича и Владимира Путина — была оговорена возможность использования украинской оборонной промышленности для нужд вооруженных сил РФ, что несколько смягчило тревогу России в отношении собственного ВПК.
Как рассказал "Правде.Ру" главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, для укрепления ОПК России сегодня важно установить крепкое сотрудничество всего с двумя странами — с Белоруссией и обязательно с Украиной.
"У нас два государства, где есть мощный ВПК, — Украина и Белоруссия. На территориях враждебно настроенных по отношению к нам Прибалтики и Грузии, к счастью, нет никаких оборонных производств, которые были бы интересны России. Поэтому мы будем выстраивать политику кооперации всего с двумя странами — Белоруссией и Украиной. И я думаю, что здесь есть очень хорошие перспективы. С Белоруссией у нас вообще проблем никаких нет. И надеюсь, что наметившийся курс на политическое и экономическое сближение между Киевом и Москвой позволит дать ряд крупных заказов украинской "оборонке", которая и будет работать в интересах РФ", — поделился своим мнением с "Правдой.Ру" Владимир Коротченко.
В советской действительности, напомним, к созданию мощнейшего ВПК, были подключены как регионы современной России, так и республики Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Турменистан. Во многих этих субъектах военные предприятия СССР стали градообразующими, вокруг этих заводов появлялись целые цивилизованные районы. Предприятия ВПК размещались исходя из целостности страны при учете необходимости обеспечения людей работой. Когда же целостности не стало и внешняя политика отделившихся республик под давлением мировых лидеров и различных обстоятельств изменилась не в пользу бывших союзников, многие производственные мощности остановились навсегда. Что, впрочем, уже не является заботой России.
"Фактически те республики, которые стали государствами (кроме, может быть, Туркмении и Казахстана), я могу сказать, стали квазигосударствами, несостоявшимися самостоятельными странами, которые полностью утратили военно-промышленные комплексы, как корпорации, создаваемые в Советском Союзе, — заявил в интервью "Правде.Ру" вице-президент Российской академии геополитических проблем, доктор философии в области политологии Владимир Анохин. — По-моему, только Россия сейчас понимает серьезность создания военно-промышленного комплекса. А все остальные, у них есть два пути — или окончательно стать импортерами военного вооружения других стан, или же найти какие-то кооперативные связи с Россией, чтобы стать хотя бы какими-то изначально участниками создания каких-то военно-технических комплексов. Сейчас я не вижу ни одной республики, которая могла бы (кроме Украины, конечно) полноценно сотрудничать с Россией в военно-промышленном отношении. Поэтому весь военно-промышленный комплекс остальных бывших советских республик фактически сведен на нет, разворован, уничтожен, продан".
В последние годы финансирование ВПК в России выросло, как и увеличилось число государственных заказов. Первые "шевеления" в направлении российской "оборонки" начались еще в 1998 году, когда производство стало показывать рост за счет частных инвестиций. Теперь ситуация еще более очевидно меняется к лучшему. В 2008 году из федерального бюджета было выделено на военно-промышленные нужды 800 миллиардов рублей, в 2009-м — на один миллиард больше, в 2010-м — из казны поступило 1,1 триллиона инвестиций.
"Сейчас Путин пытается опять Россию развернуть в колею развития и пытается через евразийский вектор российской политики тянуть и другие страны, — рассказывает президент Академии геополитических проблем РФ, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов. — Как говорится, дай бог, чтобы это получилось. Но все эти 20 лет, даже начиная с Горбачева — 25 лет, можно уверенно говорить — это был исторический зигзаг: мы шли вперед и потом развернулись в обратном направлении".
Сегодня активно обсуждается развитие государственно-частного партнерства в сфере военной промышленности. Доступ предпринимательства к российской "оборонке" поможет решить такие важные задачи, как техническое перевооружение оборонных предприятий и разработка перспективных и прорывных технологий, без которых создать надежный и мощный ВПК сегодня невозможно, как и не было возможно в Советском Союзе, в котором лучшие инженеры и ученые работали на заводах военной промышленности. Какие еще изменения, помимо привлечения частных инвестиций, происходят в российском ОПК и имеет ли смысл восстанавливать военно-технические связи со странами постсоветского пространства, "Правде.Ру" рассказал военный обозреватель газеты "Комсомольская правда", бывший начальник пресс-службы министерства обороны, полковник в отставке Виктор Баранец.
"У нас потихоньку создается единое военное пространство. У нас есть уже общая группировка с Белоруссией, у нас уже теперь общая система ПВО и с Казахстаном, у нас очень серьезная база и военно-стратегические интересы есть в Киргизии и Таджикистане. Таким образом, эта линия уже сейчас проводится. Россия пытается максимально стимулировать те военно-промышленные предприятия, которые работают, действуют на территории ряда бывших союзных республик. Тем более, что у них есть очень серьезные и неплохо подготовленные и ресурсы, и мощности, и природные ресурсы мы тоже должны учитывать. Таким образом, мы здесь организуем военно-промышленное сотрудничество комплексно, — утверждает Виктор Баранцев. — С каждым годом все сильней подключаем эти республики к нашему российскому ВПК, поскольку, вы знаете, у нас существуют определенные стандарты, наши союзники охотно берут наше лучшее вооружение".
По словам Виктора Баранцева, России необходимо и дальше двигаться в данном направлении, поскольку на этом держится договор о коллективной безопасности и вообще глобальные военные стратегические интересы, связанные прежде всего с тем, чтобы наращивать военно-техническое сотрудничество в зонах своих стратегических интересов.
"А наши главные стратегические интересы, конечно, находятся на территории наших союзников и настроены на то, чтобы укреплять с каждым годом это сотрудничество, как политическое и экономическое, так и, безусловно, военно-техническое. Собственно, такую логику диктует время", — подводит итог Виктор Баранцев.