Сейчас в Мировом океане вылавливается около 100 миллионов тонн рыбы в год. Больше он дать не сможет, иначе начнется невосстанавливаемое разрушение биоресурса планеты. Конкуренция за оставшиеся объемы вылова растет бешеными темпами. Растет и число инцидентов с траулерами, в том числе российскими, в конвенционных районах и в открытых водах океана.
За последние дни дважды в разных странах мира задерживали российские рыболовецкие суда. Эпопея траулеров "Олег Найденов" и "Новоазовск" пока продолжается, они остаются в плену в Африке и в Скандинавии. Российская сторона надеется, что судовладельцами будут выставлены требуемые залоги и траулеры вернутся на промысел. А в дальнейших разбирательствах будут участвовать все-таки не пограничники Сенегала и Норвегии, а судьи. Но вот что будет дальше? Эксперты приходят к неутешительным выводам.
Читайте все о ситуации с траулером "Олег Найденов"
Накануне в интервью "РГ" руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний рассказал, что обстановка на двух российских траулерах в водах Гвинеи-Бисау и в Норвежском море нормальная и ситуация близка к разрешению. Но, по его мнению, застраховаться от подобных ситуаций в будущем невозможно. По мнению главы Росрыболовства, с ростом присутствия наших рыбопромысловых судов за пределами российских водных рубежей растут и риски нарушений правил рыболовства и возникновения спорных ситуаций. Причем везде!
Побережье Западной Африки — это традиционные промыслы для российского, а ранее советского флота. Даже в лихие 90-е Россия из этого района никогда не уходила! Наши рыбаки всегда работали в Марокко и Мавритании, в Сенегале и Гвинее-Бисау. А с соседней Норвегией нас вообще объединяет давнее дружественное сотрудничество. Скандинавы традиционно рыбачат у нас, мы у них.
Однако при внешней схожести задержаний двух наших траулеров они сильно отличаются друг от друга. В случае с "Олегом Найденовым" имело место жесткое конвоирование из исключительной экономической зоны сопредельного государства на военную базу в Дакаре. Без объяснения причин и официальных обвинений, с избиениями, наручниками и прочими военными "прелестями". Думается, пресса уже ярко живописала эту ситуацию, повторяться не будем. По последней информации прессы, владельцы траулера "Олег Найденов" подготовили все необходимые документы по предоставлению залога за судно, томящееся под вооруженной охраной в сенегальском порту.
Судовладельцу удалось отправить в Россию с удерживаемого сенегальскими военными траулера матроса, у которого развилась стенокардия. Ожидается, что ситуация более четко прояснится уже в течение четверга-пятницы. Так что тут остается только ждать. В том числе, и официальных объяснений и извинений с сенегальской стороны.
В случае в "Новоазовском" все прошло вроде бы более цивилизовано, с "культурным" европейским подходом. Напомним, это рыболовное судно, принадлежащее "Архангельскому траловому флоту" (АТФ), было задержано во время промысла в Норвежском море патрульным кораблем Норвегии. Рыбаков обвинили в незаконном сбросе рыбы. Грубо говоря, той рыбы, которая, на беду, успела протухнуть — исправных морозильных мощностей не траулере не хватило.
Ущерб для экологии очевиден, чего, собственно, пока и не отрицала российская сторона. А сами знаете, как норвежцы относятся к экологии — это для них святая святых! В настоящее время "Новоазовск" отбуксирован в норвежский порт Тромсе для проведения расследования, там же он, по самым последним данным, пока и находится. На борту траулера находится 45 человек во главе с капитаном, все здоровы.
Как сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Архангельской области (а прямую связь с экипажем поддерживает и обеспокоенный его судьбой профсоюз АТФ), причиной инцидента явилась техническая неисправность на судне. Ситуация на борту стабильная. Владельцы судна, по имеющейся информации, уже внесли залог норвежской стороне. А норвежцы права наших моряков, предусмотренные международными договоренностями, не нарушают, они подчеркнуто тактичны и вежливы. Ну, а руководство Архангельского тралфлота прилагает все усилия для разрешения конфликта.
О ситуации с нашими судами глава Росрыболовства в вышеупомянутом интервью высказался чрезвычайно осторожно в виде изречения прописных истин (по-моему, внеся не ясность, а подпустив некоего тумана): "Для нарушителей существуют понятные процедуры наказаний и решения конфликтных ситуаций. Неприемлемо нарушать международное морское право, не оказывать медицинскую помощь нуждающимся и прочее. Неприемлемо применять в конкурентной борьбе недобросовестные методы…"
Между строк так и читается: наши действительно в чем-то провинились, но пусть юристы разбираются. Короче, Россия авианосные армады посылать для их спасения не будет! Тем более, что и действующий авианосец-то у нас всего, извините, один — и на армаду он никак не тянет… Ну что ж, и на том спасибо.
Вот как прокомментировал ситуацию с задержанием российских рыболовецких судов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" эксперт по Международному морскому праву, известный публицист и путешественник, капитан I ранга Сергей Апрелев:
"Увы, именно с судами, которые имеют отношение к России, подобные инциденты случаются чаще всего. И дело, по-моему, не только в конкретной вине двух наших судов (судя по всему, "что-то" все-таки было), а в общей постановке вопроса. Трудно не согласиться с главой Росрыболовства, который в официальной правительственной газете честно признал, что подобные инциденты в дальнейшем далеко не исключены.
Например, регулярно возникающие, мягко говоря, неоднозначные ситуации с Норвегией. После делимитации границы в Баренцевом море от 2011 года исчезла спорная зона промысла, по которой ранее ежегодно делалось дополнительное соглашение… Вопрос о том, выгоден ли этот договор 2011 года России в целом и российскому рыболовству в частности, конечно, неоднозначен. Но, как уже показала практика, скорее всего, нет!
Поскольку допущенные уступки якобы в обмен "на технологии" ничем особенно не мотивированы и не подтверждаются реалиями. Отсюда и сравнительно частые "рыболовные споры" с уважаемой Норвегией, которая, кстати, очень аккуратно действует в рамках имеющегося законодательного поля в этой сфере.
И ситуация все больше напоминает "инициативное" подписание в Вашингтоне 1 июня 1990 года министром иностранных дел еще СССР соглашения с США о разделении шельфа Берингова моря, по которому США получили добавку к экономической зоне в более 200 тысяч квадратных километров (линия Шеварднадзе-Бейкера).
В результате, по оценкам экспертов, совокупные потери российской рыболовной отрасли составили около трех миллионов тонн рыбы, стоимостью свыше 1,4 миллиарда долларов. Но если бы только СССР потерял экономическую выгоду в области рыболовства! Оказывается, американская сторона добилась преимущества в смещении границы в районе нефтегазовых месторождений "Наваринское" и "Алеутское".
При этом двустороннее российско-американское соглашение уже два десятилетия остается нератифицированным Россией, но американскую сторону это абсолютно не волнует. Наши суда мгновенно выдворяются из указанной зоны береговой охраной США! Таким образом, превалирует сила, в том числе военно-морская, а не правовые постулаты. Увы, в этом вопросе Россия ослаблена донельзя. И неудивительно, что об нее готовы вытереть ноги даже страны третьего мира — такие, как Сенегал.
Что касается сброса некондиционной рыбы, за что был задержан траулер "Новоазовск", так это практикуют почти все страны, ведущие промысел на Севере. Это признают и сами норвежцы. Они в курсе проблемы! Об этом, например, рассказывает обошедший мир великолепный норвежский фильм "Поймать и выбросить". По сути, жадность норвежских и исландских рыбаков приводят к ежегодному снижению улова рыбы, оцениваемому приблизительно в один миллиард крон. По разным причинам выбрасывается за борт около 30 процентов улова…
Так что на этом "хватают за руку" не только наших. Но наших чаще! И ситуация с "Новоазовском" (да и с "Олегом Найденовым"!) -- лишь своеобразный индикатор процесса. Рано или поздно какое-нибудь другое российское судно попало бы в подобную ситуацию. Увы, порой толкование международного права далеко не однозначно… Думается, эти вопросы решать должны на самом высоком государственном уровне, тогда толк будет!"
Ну и напоследок — только малая часть статистики задержаний российских судов по подозрению в нарушении правил рыбной ловли в Мировом океане только за последнее время.
28 сентября 2011 года траулер "Сапфир-2" был задержан береговой охраной Норвегии в норвежской зоне в районе Шпицбергена по подозрению в сбросе за борт трески. В тот же день судно было освобождено. Капитан судна был оштрафован на 50 тысяч норвежских крон, а судовладелец — на сумму вдвое больше.
23 июля 2012 года рыбопромысловый траулер "Мелькарт-2" компании "Мурман СиФуд" был задержан норвежской береговой охраной в 115 милях от острова Надежды архипелага Шпицберген за сбрасывание части выловленной рыбы за борт. Владелец и команда судна оштрафованы на 450 тысяч норвежских крон.
В начале февраля 2013 года норвежская береговая охрана задержала траулер "Борис Зайцев", принадлежащий "Мурманскому траловому флоту", по подозрению в сбросе рыбы. Норвежская полиция оштрафовала судовладельца на 250 тысяч крон, а капитана — на 25.
24 апреля 2013 камбоджийское судно "Трасти" с российским экипажем на борту было задержано по подозрению в незаконном промысле краба в исключительной экономической зоне Японии в 98 километрах от порта Монбэцу на северном японском острове Хоккайдо. Капитан судна был отпущен под залог, внесенный компанией-судовладельцем…