В современной России не хватает кадров, и создавать их, по сути, уже негде. Рынок труда заполонили скудно образованные менеджеры, а профессии, требующие знаний и ответственности, мягко говоря, не популярны. Дабы стимулировать потенциальных инженеров, докторов и ученых не скатываться в управленцы, власти решили оплачивать им обучение за рубежом.
Президент России Владимир Путин подписал указ, направленный на укрепление кадрового потенциала в стране. Улучшать ситуацию с нехваткой специалистов в таких важных для любого государства профессиях, как инженеры, медики, ученые и так далее, решено за счет стимулирования обучения российских студентов. Причем обучения за рубежом и на степень магистра или аспиранта. То есть студентам, которые обучились на бакалавра в отечественных вузах, теперь можно смело поступать в ведущий зарубежный университет из тех, что включены в три мировых рейтинга: The Times Higher Education, Шанхайского университета и компании Quacquarelli Symonds, и полностью рассчитывать на финансовую поддержку государства. С одним лишь "но" — после получения диплома этот обучавшийся за границей трудовой кадр должен вернуться на родину и трудоустроиться.
Если же вдруг за рубежом товарищу-студенту окажется больше по душе и в конце учебы он решит остаться работать и жить на новом месте, ему придется вернуть России должок, причем состоящий из весомой суммы — полностью все затраченные на него бюджетные расходы и плюс сверху штраф, вдвое превышающий данную сумму. Санкция эта установлена неспроста, ведь совершенно очевидно, что для многих молодых россиян будет крайне соблазнительно по той или иной причине остаться специалистом за границей.
Как заметил депутат Госдумы и лидер Общероссийского общественного движения "Развитие предпринимательства" Иван Грачев в беседе с корреспондентом "Правды.Ру", вероятность того, что отучившись за государственный счет в иностранном вузе студент вернется домой, слишком мала, как и вероятность что-то отсудить, если человек потом там останется.
Читайте также: Учи, не учи — не заплатишь, не поедешь!
"У меня у самого люди, которые после диплома уезжали в Штаты, в хорошие структуры, они не возвращались. Я думаю, крайне маловероятно, что люди талантливые после этого вернутся и что-то полезное стране сделают, — считает депутат, убежденный, что реализация данной инициативы грозит превратиться в пустую трату государственных денег. — Я отрицательно отношусь к этой затее, потому что и российское инженерное, и физическое, и естественно-научное образование одно из лучших в мире. Как было, так и есть. Вот, например, физтех и физфак МГУ, чтобы ни говорили, в пятерке лучших в мире точно совершенно, ну, может быть, в десятке".
Действительно, программа, разработанная Агентством стратегических инициатив, об обеспечении российским студентам учебы за рубежом вызывает много вопросов. Почему именно такую стимулирующую меру выбрали в правительстве для утоления кадрового голода в России? Значит ли это, что российское высшее образование уступает иностранному?
"Если говорить об университетах сегодня, то, наверное, с наукой не так все, как хотелось бы. На это, во всяком случае, указывает публикационная активность российских ученых. То есть очень мало российских ученых публикуется в серьезных изданиях, или журналах, или дальше цитируются в базах данных, — рассказал "Правде.Ру" доктор технических наук, профессор Алексей Бобцов. - И пробиваться действительно крайне сложно".
То есть, по всей видимости, наукой гораздо эффективнее заниматься за пределами России. Однако, как подчеркивает профессор, программа АСИ представляет прекрасную возможность обменивать опытом между странами, без чего, наверное, наука просто не могла бы развиваться.
"На самом деле государство тут ничего нового не открывает, еще результат Петр I показал. Опыт, по-моему, блестящий был тогда получен. Как это будет сейчас? Надеюсь только на хорошее. Наверное, я бы эту инициативу поддержал, — говорит Алексей Бобцов. - Единственный момент — опасение, что уедут и не вернутся, но я хочу сказать, что для нормальных адекватных людей условия вполне приличные созданы. Я имею в виду тех ребят, которые хорошо работают, занимаются научными исследованиями. Кстати, немаловажен факт, связанный с тем, что сейчас в Москве и Санкт-Петербурге (если крупные города анализировать) выпускники ведь не готовы уезжать за границу заниматься наукой. Потому что уедет, например, человек в Голландию, станет аспирантом, будет получать 1800 евро и платить за проживание, за питание и прочее. Теперь представим себе ситуацию другую, когда в Москве он выпускается, идет, например, программистом работает, или еще кем-то. Те же 1800 он легко заработает, при этом будет у себя на родине, с перспективами роста. Поэтому сейчас, может быть, это не так привлекательно, как например в 90-е, когда ученые бежали ради того, чтобы выжить".
Читайте также: Российских школьников не проймешь даже ЕГЭ
Тем временем, по мнению специалистов российского рынка труда, образование, полученное за границей, окажет большое положительное влияние на трудоустройство выпускника в России не только потому, что учиться за границей — это престижно, но и потому что система образования там значительно более современная, чем здесь.
"В последние годы престиж российского вузовского образования упал в целом. Это обусловлено несколькими причинами, — рассказал "Правде.Ру" шеф-редактор Rabota.ru Александр Гросс. - Первая — у вузов нет готовых программ подготовки тех специалистов, которые действительно востребованы в компаниях. Студенты получают в основном теоретические знания и потом не знают, как применить их на практике. Вторая — у многих студентов, возможно, в силу некоторой инфантильности поколения Y (я не стремлюсь к обобщениям, но такая тенденция наблюдается) отсутствует осознанность при выборе профессии, в итоге они идут совсем не в те вузы и получают не те знания. При этом очень немногие обращаются в центры профориентации при вузах, чтобы скорректировать свой выбор, что называется, на раннем этапе. Третья — ряду педагогов давно пора на заслуженную пенсию, вместо этого они продолжают исправно ходить на работу и либо передавать студентам безнадежно устаревшие знания и суждения (в лучшем случае), либо транслировать субъективную точку зрения на современную политику, общество и так далее".
По мнению эксперта, российская образовательная система нуждается в модернизации: необходимо внедрять центры профориентации в университетах, вводить больше прикладных дисциплин (сейчас это есть, но заказчиками выступают в основном крупные компании) и, конечно, необходимо обновление профессорско-преподавательского состава с одновременным увеличением зарплат.
Читайте также: "Торчим" от мухоморов, а потом пишем школьные учебники
"Западная система образования носит практический характер. Она ориентирована в первую очередь на то, как будет будущий выпускник работать с теми знаниями, что ему дают. Там нет монотонного зазубривания, а есть работа с живыми примерами. Субсидии на обучение в ведущих иностранных вузах, по замыслу, должны выдаваться наиболее талантливым и целеустремленным молодым людям, которые точно знают, куда они идут и зачем они это делают. Это по идее. А как будет на практике — время покажет", — заключает Александр Гросс.