Минстрой подготовил законопроект, предусматривающий скидку на услуги ЖКХ для тех, кто платит вперед. Для тех, кто авансирует услуги коммунальщиков, введут пониженные тарифы. Законопроект уже поддержан в минфине, минюсте, минэкономразвития. Пока депутаты ГД не комментируют инициативу, хотя именно через "фильтр" Думы и будет проходить законопроект.
На данный момент же в сфере коммунальных услуг действуют, согласитесь, довольно жесткие принципы ценообразования и единые тарифы. Причем первоначальная идея дифференциации тарифов принадлежит отнюдь не "светлым умам" из правительственных структур, а экспертному совету при комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Предлагаемое нововведение, по изначальному замыслу, направлено на борьбу с коммунальными долгами населения и организаций, объем которых продолжает расти, как снежный ком — и никак даже и не думает таять.
Как сообщают "Известия", ссылающиеся на надежные источники в правительстве, согласно новому законопроекту предполагается прежде всего установить пониженные тарифы для управляющих компаний и ТСЖ как для оптовых покупателей коммунальных ресурсов. Кроме того, более низкие расценки предложено предусмотреть и для всех конечных потребителей этих ресурсов — как для граждан, так и для предприятий — в случае их оплаты авансом. На сколько именно будут снижены тарифы, на текущий момент пока еще не определено.
В переводе с чиновничьего языка на человеческий основная идея законопроекта, выношенного в недрах министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, звучит примерно так: планируется ввести некую дифференциацию тарифов на коммунальные услуги как бы для "энтузиастов", "дисциплинированных" и "нерадивых" (условно назовем их так). И потребители, осуществляющие оплату услуг ЖКХ вперед, будут производить расчеты по более низким расценкам по сравнению с остальными (конкретику, надо полагать, будут определять в региональных органах власти — во всяком случае, так было принято раньше).
Читайте также: Новая услуга ЖКХ - слежка за соседями
Понятно, что степень авансового "энтузиазма" населения определяется только количеством имеющихся в кошельке денежек. У кого их много, может заплатить, скажем, сразу за год вперед и в результате его суммы платежей будут меньше, чем у "дисциплинированных", то есть у тех, кто оплачивает "коммуналку" просто в срок, указанный в квитанции. Ну и "нерадивые", в первую очередь малоимущие, получат счета с пенями и другими "накрутками", то есть им так или иначе придется платить больше. То есть, по логике вещей, богатые как бы еще больше разбогатеют, а самые бедные еще больше обеднеют.
Но, по озвученному замыслу, законодательная инициатива минстроя все-таки в той или иной мере (как кому повезет) способна оказать позитивное влияние на тех должников, которые свои счета оплачивают, но по тем или иным причинам не всегда делают это вовремя. То есть на "дисциплинированных". Допустим, в какой-то месяц "дисциплинированному" человеку в организации, в которой он работает, просто зарплату задержали — ну, бывает. Это ведь, согласитесь, наиболее многочисленная категория неплательщиков. Таким можно вроде бы кратковременную задолженность как-то и простить…
"Речь идет о том, чтобы в сфере коммунальных услуг установить принцип "кнута и пряника, — приводит газета весьма откровенные слова первого зампреда комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елены Николаевой. — С одной стороны, сделать строже подходы к тем, кто задерживает коммунальные платежи. С другой — предусмотреть некие бонусы для тех, кто готов платить вперед".
Проблема не то что назрела — она уже перезрела. По данным Росстата, просроченный долг граждан и предприятий перед поставщиками электроэнергии, газа и воды только состоянию на 1 января 2013 года составил более 300 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20 процентов (на 1 января 2012 года он был равен 255 миллиардам).
Причем, по прогнозам экономистов, суммарный долг по вышеуказанным позициям на 1 января 2014 года может быть намного больше. По оценкам Национальной службы взыскания (есть у нас и такая), объем задолженности за услуги ЖКХ в России по итогам 2013 года может составить уже порядка 886 миллиардов рублей. Окончательные, в более конкретных цифрах, итоги по понятным постновогодним причинам еще не подведены.
Читайте также: Непролазные дебри ЖКХ теперь и на сайте
Хотя, если разобраться, задолженность населения в общем объеме не так уж и велика, она традиционно в два-три раза меньше, чем задолженности предприятий и организаций. И пока совершенно непонятно, будут ли своеобразные "льготы" в полной мере распространяться на авансирующие услуги ЖКХ предприятия и организации.
А в том, что таковых будет немного, почти не приходится сомневаться. Автор этих строк поговорил с несколькими директорами промышленных предприятий разных форм собственности и бизнесменами из торгового сектора, правда, не федерального, а регионального уровня — и убедился в этом самолично.
Их мнения можно тиражировать как под копирку (потому, согласитесь, и их имена приводить излишне): платить за ЖКХ вперед — только вредить бизнесу! Заплатишь, скажем, за полгода вперед (если, конечно, не пожалеешь вывести средства из текущего оборота или вообще они есть в наличии) — а потом вдруг еще какая-нибудь реформа, изменение в законодательстве и так далее. У нас это любят, особенно в отношении сферы ЖКХ. Сам потом и пожалеешь. Нет уж, если и платить, то только по поступившим счетам!
Так что, судя по такому настрою, запланированная "льгота" за авансирование услуг ЖКХ на активности основных плательщиков, то бишь предприятий и организаций, может и вовсе не сказаться… А вот не столь уж и многочисленным представителям населения, у которого есть на счетах и в кошельках необходимая сумма, авансирование услуг ЖКХ вполне может и понравиться. Но только вот не получилось бы, как всегда, когда хотели как лучше…
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"