Пополнять российский бюджет решено не только за счет повышения налогов и урезания соцрасходов, но и за счет чиновничьих подарков. Распоряжение правительства, подписанное Дмитрием Медведевым, предполагает изымать у госслужащих подарки по цене около 100 долларов, но оставляет право их выкупать. Что думают об этом сами чиновники, узнала "Правда.Ру".
Подарки, рыночная стоимость которых превышает 3 тысячи российских рублей, отечественные чиновники вынуждены теперь отдавать государству. Решение, надо заметить, пропитано патриотизмом — коли работаешь на благо страны, то и подарки сии не в личный кабинет поступать должны, а в карман государственный! Разумеется, в квартиры чиновников ревизоры с облавой приходить не будут, как и не будут под крики отпрысков госслужащих устранять из-под новогодних елей семейные дары. Речь идет о тех презентах, что чиновники получают в связи с должностным положением. И к таковым не относятся канцелярские принадлежности, цветы и награды, получаемые в ходе официальных мероприятий. Тогда о чем конкретно ведется разговор и как предполагается изымать у чиновников ценные вещицы?
Порядок изъятия, конечно же, в правительственном документе оговорен. И оговорен следующим образом: должностное лицо, получившее в дар ценный подарок, должно заполнить в двух экземплярах специальное уведомление, мол, получил слишком дорогую вещь, жажду задекларировать. Сделать это необходимо в течение трех дней с момента получения в дар такой вещицы. При этом к заявлению необходимо приложить чек, на котором указана стоимость сего презента, что довольно странно, поскольку (по крайней мере, в российской действительности) чек к подарку прилагать не принято. Но допустим, что человек, презентовавший дорогостоящую вещь чиновнику, случайно позабыл избавиться от документа оплаты.
Далее эта вещица отправляется на хранение к уполномоченному лицу. И именно этот гражданин в последствии решает его судьбу. Если подарок действительно стоит дороже трех тысяч рублей, он будет предан государству, если меньше — возвращен владельцу. Кроме того, такие презенты могут быть перенаправлены в благотворительные организации или утилизированы. Так что теперь, чиновник, получивший в подарок, к примеру, пятую по счету коньячницу, не будет омрачать голову думой, кому бы эту крайне полезную вещицу передарить, а лишь направит ее в известном направлении. То есть, положительный эффект будто бы есть, но интересно узнать, что думают об этом постановлении сами российские чиновники?
Читайте также: "У каждого нелегала есть свой чиновник"
"Мне кажется, разговор уже год назад начался по поводу декларации всех этих подарков. И мне кажется, это правильно, — поделился мнением с "Правдой.Ру" глава комитета ГД по экономической политике Игорь Руденский. - А проконтролировать, я думаю, это могут только сами чиновники, которые в добровольном порядке будут заявлять об этих подарках, по-другому просто быть не может. Это добровольное дело каждого — заявить о том, что вам подарили. Если вы не заявили, то это скрытая форма взятки, поэтому я думаю, что или будут подарки очень скромными, или нужно будет декларировать, что очень правильно. Так что, наверное, это как-то введет в общее русло этот процесс".
Положительно оценивает правительственное решение и председатель комиссии ГД по вопросам депутатской этики Александр Дегтярев, который полагает, что эта мера даст толчок к тому, чтобы чиновники "более критично оценивали свое поведение" и не позволяли себе излишеств.
"В последнее время достаточно много принято нормативных документов, начиная от соответствующих законов, которые мы приняли в Думе и закачивая нормативными документами правительства, различных министерств, ведомств, которые нацелены на реализацию практических шагов по борьбе с коррупцией, — рассказал нашему изданию Дегтярев. — Мы это видим и чувствуем достаточно жесткий прессинг гражданского общества в отношении народных избранников или государственных чиновников по части каких-то их возможных коррупционных действий. Мы видим постоянные дискуссии по поводу зарплат, золотых парашютов, автомобилей, заграничных активов и так далее. Это все звенья одной цепи".
По мнению председателя комиссии Госдумы, чиновники и так находятся "под постоянным прицелом общества", и только "недостаточно далекие" госслужащие не осознают меру дозволенности. Тем не менее, теперь существует документ, обязательство по которому даже они вынуждены выполнять.
"Я думаю, что придут в норму эти отношения. Не модны стали корпоративы, не приняты эти подношения, которые раньше были (картины, вазы). Все эти глупости, я например, не наблюдаю не только, скажем, в стенах Государственной думы, но и в других чиновничьих кабинетах. Может быть, общество становится более цивилизованным", — замечает Александр Дегтярев.
Читайте также: Чиновники пустили память с молотка
Однако экспертам, не имеющим прямого отношения к чиновничьей среде, правительственная мера кажется абсолютно нерезультативной. Своим мнением с "Правдой.Ру" поделился главный редактор журнала "Политический класс" Виталий Третьяков:
"Я считаю, что это решение эффективным быть не может. Ни всех, ни большую часть, ни половину, ни треть, ни 20 процентов, ни даже 10 процентов чиновников проверить невозможно в стране. Тогда нужно завести столько же проверяющих — бездельников, которые будут ходить и проверять, кому какой подарок подарили. И все равно это невозможно сделать, — уверен Третьяков. — Единственное, к чему это приведет, что подарки будут дариться в других местах (если уж нужно кому-то подарить — это несложно) и не присылаться непосредственно в офис. А ловить будут тех, кого хотят поймать, посылая специально людей с подарками. Так что считаю, что это эфемерное решение, которое напугает только тех, кто и так честен, а тех, кто нечестен, оно не остановит, не напугает и они всегда надут, как это обойти".
Читайте также: Гастарбайтеры сдадут тест на коррупцию
В заключение вспомним о самом интересном пункте постановления, согласно которому чиновник, ежели ему сильно понравился ценный подарок, может его выкупить у ответственного лица по рыночной цене. Для этого требуется лишь в течение двух месяцев с момента сдачи презента подать заявление, оформленное специальным образом. Вот такой круговорот подарков теперь будет наблюдаться в российских государственных инстанциях. Только можно ли вылечить коррупцию документом, единственным инструментом которого, по сути, является призыв к совести?