Не успел премьер Греции сделать громкое заявление о том, что кризис остался позади и страна преодолела страшный период экономического упадка, как в Афинах начались акции протеста. Греки, вышедшие на улицы столицы, шумно скандировали о виновности Евросоюза в крахе страны. Так правда ли, что экономика некогда процветавшей Греции восстанавливается?
"Греция, принеся огромные жертвы, оставляет этот кризис позади. Для Европы он оказывается позади", — цитируют СМИ Греции заявление премьер-министра Антониса Самараса. Громкие слова греческого политика прозвучали в ходе церемонии начала председательства Греции в Евросоюзе. Однако жители Афин, где проходили торжественные мероприятия, оказались несогласны с руководством страны. Выйдя на улицы греческой столицы манифестанты в тот же день скандировали, что кризис не миновал и главный виновник зла — Евросоюз и жесткие меры экономии, навязываемые грекам. Толпа собралась не слишком большая, если сравнивать, например, с протестами в Киеве в самый "жаркий" из дней Евромайдана: на улицы Афин вышли всего несколько сотен граждан, что, впрочем, не помешало акции вылиться в столкновения с полицией и завершиться разгоном демонстрантов слезоточивым газом.
Читайте также: Родина, нация и семья — на свалку Европы
Так что же на самом деле происходит в Греции? Действительно ли экономический кризис миновал, как заявил во всеуслышание Антонис Самарас, или это высказывание было сделано только для того, чтобы церемония начала председательства страны в Евросоюзе прошла на позитивной ноте, дабы задобрить Еврокомиссию, собственный народ умаслить и пустить пыль в глаза мировой общественности?
"Безусловно, правы протестующие против Европейского союза и политики "тройки", то есть Европейского центрального банка, Еврокомиссии и Всемирного банка, — поделился своим мнением с "Правдой.Ру" руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. — И, конечно, греческий премьер-министр пытается выдать желаемое за действительное. Греков убедить в этом совершенно невозможно, но сторонних наблюдателей отчасти можно в этом уверить, потому что они не обладают всей той информацией и той картиной жизни, которой обладают жители Греции. А ситуация в греческой экономике очень плохая, она не улучшилась, и плохая она практически по всем отраслям. Единственные, кто чувствует себя более-менее стабильно — это банки. Но именно потому, что только их и спасала вся антикризисная политика на протяжении последних лет, что является нормой для всего Европейского союза и для всей еврозоны".
Против того, что кризис миновал, говорят цифры. Безработица в стране по-прежнему зашкаливает. Греция вновь стала побеждать в этой мрачной гонке с Испанией. Показатели среди греческой молодежи составляют 70 процентов, 30 процентов — это общий уровень безработицы в стране. В том, что греческий премьер лукавит, уверен и научный руководитель Института прикладного востоковедения и африканистики Саид Гафуров, по мнению которого, кризис в Греции "не завершился и не может завершиться, просто он принял форму стагнации".
"Они более-менее справились с бюджетным кризисом, а макроэкономический кризис только развивается и становится все шире и шире. И при этом стала хуже ситуация, — считает эксперт, подчеркивая, что сухими из воды вышли только банки. — Греция больше не существует как социальное государство. То есть существует неолиберальная модель, где им действительно удалось добиться скидок долга, то есть часть долга им простили, на другую часть — предоставили рассрочку. И им удалось спасти большие частные банки. В этом смысле кризис преодолен. То есть в элементарном смысле — да, в очень большой степени. В макроэкономическом — кризис расширяется и развивается, и причем перспектив выйти из него нет, потому что греки выбрали ложную модель под давлением "тройки", которая состоит в так называемой циклической модели антикризисной политики. То есть когда сокращаются доходы и, соответственно, сокращаются расходы. Однако сокращение государственных расходов означает сокращение внутреннего спроса. Потому режутся расходы не на вооруженные силы, а на социальные программы прежде всего. Это означает, что еще меньше будет спрос на продукты национальный промышленности, национального сельского хозяйства и кризис только усугубляется".
Некоторое время греческое правительство надеялось на то, что туристическая отрасль поможет по крайней мере местному населению вести бизнес. Действительно, в 2013 году значительное количество российских туристов посетили Грецию, поскольку туры в богатую природой и историей страну за счет кризиса стали дешевле. Как напоминает Василий Колташов, летом прошлого года греческое правительство выразило благодарность немецким туристам за то, что они приезжают в Грецию. Однако даже обилие иностранных отдыхающих не помогло местным жителям. Сегодня тысячи отелей выставлены на продажу, а, по словам Саида Гафурова, побывавшего не так давно Греции, многочисленные окна офисных зданий в промышленных районах забиты, что означает вымирание частного бизнеса и производственной сферы. Такая же ситуация и с сельским хозяйством.
"Огромное количество малых и средних предприятий, связанных с туристической отраслью, со всей сферой услуг, находится на грани разорения или уже переживает этот период. Правительство ничего для них не сделало, ничего не сделало для сельского хозяйства. Сельское хозяйство Греции испытывает давление нормативов и политики ЕС. Греческие предприниматели не могут поставлять свою продукцию на внешние рынки, а внутренний спрос очень слаб. Так что хвалиться греческому премьеру абсолютно нечем", — заявляет Василий Кондрашов.
Тем временем, в ходе церемонии в афинском Дворце музыки глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу напомнил собравшимся, что еще совсем недавно Греция, разрываемая противоречиями, рассматривала возможность выхода из Европейского союза и вот теперь именно эта страна будет около полугода председательствовать в объединении. Вот, мол, как интересно и радостно все обернулось. Но что дает самой Греции это главенство в ЕС? Как может использовать новый статус разоренная страна?
"Именно в монетарной сфере это, наверное, может поспособствовать Греции, это облегчит ей переговоры с банками о дальнейшей реструктуризации, — считает Саид Гафуров. — И в этом смысле это может помочь, но только с точки зрения кризиса в бюджетной сфере. То есть нет непосредственной угрозы банкротства греческого государства, но экономический кризис очень тяжелый. И больше того, есть перспектива ухудшения макроэкономический ситуации".
Читайте также: Продлится ли мировой кризис в 2014 году?
Впрочем, сколь бы не роптали главы Еврокомиссии о том, что греческий кризис тянет их на дно, — по мнению Василия Колташова, тонут одни только греки. "Мы видим, что Греция твердо идет по пути жесткой экономии и фактически эта политика обеспечивает перераспределение ресурсов от греков и греческой экономики в пользу стран севера Европы. И если немецкому трудяге СМИ говорят о том, что он в поте лица день и ночь кормит всю ленивую Европу, всех этих греков, итальянцев, испанцев, португальцев и даже французов — всех тех, кто по-настоящему работать не умеет и не привык, то это наглая ложь. Потому что в действительности сравнительное благополучие немецкой экономики куплено ценой разрушения производства и торговли вообще всего реального сектора и потребления в странах юга еврозоны", — считает Василий Колташов.
Очевидно, что сами греки понимают это не хуже экспертов, о чем говорят продолжающиеся акции протеста, пусть и децентрализованные и не слишком обширные, но периодически вспыхивающие в регионах страны, где закрываются больницы из-за сокращения финансирования, сворачиваются программы поддержки вылечившихся наркоманов, где полностью уничтожается промышленность, — в стране, потерявшей статус развитого государства…