До ввода социальных норм потребления электроэнергии по всей России осталось около полугода. Посадить на "энергопаек" всех жителей страны планируется уже летом, но многие россияне до сих пор даже не представляют, каким образом считается норма потребления. Депутат Госдумы Виктор Климов в прямом эфире "Правды.Ру" раскрыл механизм этой методики.
— Виктор Владимирович, в чем заключается методика расчета нормы потребления электричества на человека? Каким образом предлагается считать соцнормы, например, на семью из нескольких человек, которые проживают на одной жилплощади?
— Методика расчета соцнорм потребления электроэнергии считается не в соответствии с тем, что предлагает сегодня Минрегионразвития. Это не прямое умножение тарифа в 50 киловатт в час или 190 киловатт в час на количество членов семьи. Нет. Это специальная методика, в которой дополнительный, второй член семьи — это плюс 50, третий, четвертый, пятый — плюс 20. На всех последующих ничего не добавляется. Таким образом, арифметика расчета этого предела, за который семья платит, немножко сложнее, чем простое умножение. Плюс начинается дальше. Расчеты, в общем, не сложные, но, тем не менее, в этом нужно разобраться. Дополнения, которые идут на дома с электрическими плитами, есть там какой-то плюс, его тоже надо учитывать. На дома, которые находятся в регионах, где сложная система с отоплением, и там понятно, что в любом случае за счет электричества какое-то количество граждан что-то отапливают. Элементарно, потому что там нет горячей воды, нет достаточного тепла. Там тоже есть определенные добавки к этой норме. Это отдельный вопрос. Он на самом деле для меня очень сильно вопросительный, и на него нет сейчас окончательного ответа.
— А как согласно методике будут просчитываться социальные нормы для проживающих в ветхом жилье (а таких граждан в России, к сожалению, на сегодняшний день достаточно)?
— Значит, мы понимаем, что методикой теоретически предусмотрено, что на ветхое жилье в этот процесс в 1,5 раза или в 1,2 раза в зависимости от состояния износа, предусмотрены коэффициенты. Здесь возникает большой вопрос: ветхое жилье де-юре и ветхое жилье по факту? У нас огромное количество ветхого жилья этот статус де-юре не получило, по разным причинам. В первую очередь потому, что нет никаких денег на его расселение. И поэтому получить этот статус, пройти процедуру сбора документов довольно тяжело. Поэтому у нас очень много жилья, которое по факту является ветхим, но этот статус не зафиксирован. Это означает, что граждане будут греться электроприборами, превышать, естественно, зимой все социальные нормы и платить больше. И это как раз сложные вопросы, на которые пока, к сожалению, ответа нет.
— Есть ли сомнения в том, что данные вопросы будут проработаны к моменту ввода социальных норм потребления по всей России, то есть к лету 2014 года?
— Одна из ключевых, наверное, задач, которую мы как Общероссийский народный фронт, или я как депутат Госдумы, перед собой ставим — это действительно мониторинг того, как идет эксперимент. Сегодня уже есть понимание этой разницы по регионам, различий, как это происходит, понимание сложных вопросов, на которые пока методика не дает однозначного ответа. Понимание, что, наверное, мы не очень укладываемся во все сроки, которые отведены сегодня под этот эксперимент. Но вместе с тем, главная задача — сделать все-таки, чтобы этот эксперимент дал нам основание для принятия взвешенного решения. Чтобы этот эксперимент и его реальные данные стали действительно основой для понимания: вводить или не вводить. Если вводить, то в какие сроки, и на каком уровне? Как это дифференцировать по регионам? Каким образом отвечать на все эти сложные вопросы, часть из которых я сейчас затронул. Вот если мы в результате эксперимента действительно найдем удовлетворяющее всех решение, тогда, наверное, можно будет говорить о том, что по такому подходу, по такой методике можно идти с соответствующими изменениями.
Читайте все публикации по этой теме
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"