"Как воровать в супермаркетах: советы, рекомендации и просто истории" — так называется тема на одном из форумов рунета. На призыв рассказать о своих и чужих "подвигах" сбегаются десятки удалых граждан. Что воровство в магазинах широко распространено, не новость. Но когда встает вопрос, как покрывают убытки ретейлеры, начинается самое интересное!
Воровство в отечественных супермаркетах всегда вкладывалось в стоимость товара, а это значит, что убытки от украденных продуктов или товаров оплачивали добропорядочные граждане. От этого, согласитесь, становится несколько неприятно. Тем более, что во многих случаях воровство в супермаркете вызвано не настоящим голодом или нуждой, а является своеобразной игрой или средством снятия стресса для вполне себе обеспеченных людей.
"У нас во многих гипермаркетах закладывают определенную сумму на воровство. В каком-то смысле это грустно… Потому что я своими деньгами оплачиваю чьи-то "игры"…" — комментирует данную проблему пользователь ЖЖ sosna1.
"В овощном отделе есть лук по 11 рублей россыпью и по 8 рублей уложенный в сетку. Жена говорит мужу: сетку развяжи и добавь луковиц. Я в некотором недоумении. Сколько они там выкроят? Грамм 300-400? А сколько это в рублях? Офигенная экономия! А карму себе попортят. Оно того стоило?" — негодует winsin.
При этом сами ретейлеры тоже оказываются в незавидном положении. И не только потому, что из магазина украли товар, за который самим закупщикам пришлось заплатить. Но еще и потому, что российское законодательство обязывает платить налоги за украденный товар, что довольно удивительно, ведь в случае воровства магазин оказывается в качестве потерпевшего. Однако его убытки в глазах закона ничего не значат, хотя и составляют сумму весьма значительную.
"Скажу с точки зрения потерь компании, которые появляются в результате уплаты этих налогов… Именно налоговые платежи, которые компании делают, — это порядка 30 миллиардов рублей, это достаточно большая сумма совокупно по рынку. Это касается и продуктовых, и непродуктовых сегментов", — рассказал "Правде.Ру" директор по связям с общественностью Ассоциации РАТЭК Антон Гуськов.
Однако благодаря одному громкому инциденту справедливость скоро будет восстановлена. Президиум Высшего арбитражного суда, рассмотрев иск руководства ООО "Ашан" к минфину, встал на сторону ретейлеров. Целью иска было получение права считать убытки от краж в магазинах расходом, а не прибылью. Таким образом, "Ашан" пробил дорогу для остальных участников рынка, которые на равных правах законодательно платят налоги с краж. Теперь, по мнению экспертов, осталось дело за малым.
"Это очень логичное решение, потому что компании вынуждены платить налоги, в том числе, и с тех товаров, которые они уже потеряли, в том числе, украли. Поэтому, если подумать логически, это вполне здравое решение. Как можно платить налоги с того, чего ты, собственно, даже не продал, это украли? — удивляется Антон Гуськов. — На самом деле сейчас в Государственной думе находятся поправки к Налоговому кодексу, которые должны эти вещи регламентировать. Но пока там решения еще нет. Мы приветствуем это решение ВАС, безусловно, и надеемся, что это будет закреплено и на законодательном уровне, потому что непосредственно практики такой судебной недостаточно. Здесь нужно, чтобы этот вопрос все-таки регулировался именно изменениями в законодательстве".
Соответствующие поправки к Налоговому кодексу, действительно, были внесены в Госдуму в апреле. Они предусматривают включение убытков от недостачи в состав расходов, но с тем условием, что размер этих самых убытков от воровства не будет превышать полтора процента от выручки "для магазинов, с зоной самообслуживания не менее 70 процентов, то есть для супермаркетов". Впрочем, этого ретейлерам вполне достаточно, как заметила в беседе с "Правдой.Ру" партнер Retail Training Group Елена Комкова.
"Есть определенный норматив, в который ретейл пытается вписаться. Потери — это вопрос, которым всегда занимаются, перекладывают отчасти на плечи поставщиков. В разных городах и у разных ретейлеров по-разному, но это чаще всего вопрос внутренней дисциплины, а не покупательной, — замечает Елена Комкова. Она добавляет, что нововведение хоть и восстановит справедливость, вряд ли заметно улучшит прибыль ретейлеров: "Я думаю, что это должно быть полегче, но принципиально это никаким образом не повлияет, конечно, потому что цифры это копеечные относительно тех объемов, которые есть у ретейлера. Это оценивается где-то в 0,3-0,5 процента от выручки".
А на данный момент ситуация такова: крупные ретейлеры закладывают десять процентов на воровство. И осведомленные об этом граждане шутят… "Когда вычитал, что в цену в супермаркетах заложено десять процентов на воровство, старался брать на десять процентов от покупки, но не более", — юморит fuga. Что же, теперь этому пользователю и прочим озабоченным своей кармой "ворам" придется значительно пересмотреть свои взгляды на столь популярное во всем мире увлечение.