Олимпийские факелы гасли даже в Афинах

До Олимпиады в Сочи осталось 100 дней, и пользователи рунета едва не делают ставки на то, сколько раз еще потухнут факелы, собранные на заводе "Красмаш". Гаснущий символ зимних Игр — главный герой блогов с 6 октября. "Правда.Ру" решила разобраться, кто виноват в происшествиях на эстафете Олимпийского огня и понесет ли производитель наказание?

Факелы для эстафеты Олимпийского огня, стоимостью 12,8 тысячи рублей каждый, были изготовлены на Красноярском машиностроительном заводе ("Красмаш"). Как известно, олимпийский огонь, который сегодня уже побывал и в космосе, и на Северном полюсе, не раз гас в руках участников эстафеты. Впервые это произошло 6 октября в Москве в руках 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна.

Читайте также: Шаварш Карапетян: В том, что погас олимпийский огонь, нет дурной приметы

На тот момент происшествие объяснили ошибкой сотрудника оргкомитета, который будто бы не полностью открыл клапан факела. Но последующие случаи затухания олимпийского огня во время московского этапа указали на то, что причина все-таки в конструкции носителя.

Однако на заводе "Красмаш" отвечать на вопросы "Правды.Ру" о виновниках многократных ЧП с символом сочинской Олимпиады отказались. "Согласно соглашению, подписанному перед началом изготовления факела, все комментарии относительно производства, дальнейшей судьбы, прохождения эстафеты дает только Оргкомитет Сочи-2014", — пояснила представитель центра по связям с общественностью Оксана Болдырева.

А между тем, вопросов к "Красмаш" накопилось много — начиная с того, по каким критериям завод был выбран Оргкомитетом Сочи для изготовления изделия государственной важности, и заканчивая тем, насколько верна информация о том, что к изготовлению факелов приглашались студенты за обещанную плату в размере от 1000 рублей. Именно такое объявление обнаружилось на сайте Сибирского государственного аэрокосмического университета.

"На половину ваших вопросов пока ответов, к сожалению, принципиальных и точных нет, потому что у нас нет еще выводов, кто виноват и что делать. Просто мы протоколируем каждый случай и хотим понимать, из-за чего это случается. Пока причины не установлены", — рассказал "Правде.Ру" представитель службы коммуникаций эстафеты Олимпийского и паралимпийского огня Роман Осин.

Заметим, что на изготовление факела в преддверии сочинской Олимпиады было отведено достаточно времени для того, чтобы проработать все моменты, связанные с возможным затуханием олимпийского символа. "Красмаш" получил заказ полтора года назад. Неповторимый дизайн олимпийской символики был разработан Владимиром Пирожковым, который рассказал, что до начала эстафеты спроектированный им факел функционировал отменно и отвечал всем рекламным слоганам о стабильном горении в непогоду, в 40-градусный мороз, при ветре 35 метров в секунду и т. д. Однако в дальнейшем на "Красмаше" были собраны оставшиеся тысячи факелов (16 тысяч в общей сложности). Проходили ли данные изделия подобные испытания, остается большим вопросом. В то же время в Олимпийском оргкомитете наше издание заверили, что государственное доверие "Красмаш", несмотря ни на что, оправдал.

"Красмаш" — легендарное российское предприятие. В том, что завод обладает опытом в сфере новейших технологий, сомнений ни у кого нет. "Красмаш" выпускает космическую технику для мирного космоса — разгонные блоки, предназначенные для выведения навигационных спутников типа "Глонасс" и спутников связи типа "Галс", "Астра", "Телстар", "Иридиум", "Панамсат", "Гаруда" на орбиты. Решением наблюдательного совета Оргкомитета от 23 марта 2012 года были зафиксированы требования к потенциальному производителю факела. Среди прочих было принято решение о том, что его производителем должна стать российская компания, обладающая необходимыми производственными мощностями и опытом производства высокотехнологичных систем горения. Оргкомитет рассмотрел ряд предложений, выбор был сделан в пользу ОАО "Красноярский машиностроительный завод". Стоимость контракта не разглашается", — сообщили в пресс-службе эстафеты Олимпийского огня "Сочи 2014".

Что касается происшествий с потухшими факелами, которые россияне спешат назвать позорными, то в Оргкомитете напомнили, что такие неудачи олимпийский мир знавал и до сочинской эстафеты.

"По статистике, во время проведения прошлых эстафет Олимпийского огня факелы не раз гасли: это случалось в Нагано, в Париже, в Монреале, в Афинах и даже в преддверии олимпийской эстафеты в Лондоне. Организаторы прошедших эстафет Олимпийского огня подсчитали, что процент незагоревшихся и потухших факелов равнялся не более пяти. На эстафете "Сочи 2014" эта цифра на данный момент не превышает трех процентов. Небольшие инциденты с факелами только подчеркивают, что от случайностей никто не застрахован. Оргкомитет "Сочи 2014" предъявлял ряд строгих требований к функционированию газовой системы горения факела, однако всегда существует небольшая вероятность отказов", — пояснили в Оргкомитете Сочи.

В настоящее время уже организован специальный операционный штаб, в который вошли представители разработчиков факела — завода "Красмаш". В задачи данного штаба входят исследование причин погасания каждого факела на маршруте, документация всех таких случаев и разборка. Как пообещали в Оргкомитете, результаты проверки будут немедленно обнародованы. Потому россиянам следует попридержать коней и не обвинять производителя раньше времени.

Многие сравнивают грядущие Игры в Сочи с Олимпиадой 1980 года в Москве, разумеется, в пользу последней. Однако советский и российский баскетболист, олимпийский чемпион Сергей Тараканов считает, что проблема сегодня не в худшей организации, а в том, сколько внимания уделяется нынешним неудачам.

Читайте также: Олимпийский факел нерукопожатности

"Тогда даже если были технические сбои, я думаю, что о них просто не сообщали. Это сегодня у нас журналисты очень часто раздувают ситуацию даже там, где ее не очень нужно раздувать и где желательно вообще ничего не говорить, — пояснил "Правде.Ру" чемпион. — Конечно, если факел гаснет, то надо спрашивать производителей, которые за такое государственной важности дело взялись. Сегодня мне кажется, что проблема ответственности вообще в стране одна из самых главных, потому что никто ни за что ответственности не несет: ни власть, ни чиновники, ни рядовые граждане, ни рядовые производители чего-либо".

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"