Жителей России, видимо, хотят отучить от покупок в зарубежных интернет-магазинах. Так, российская таможенная служба планирует ввести пошлину на товары стоимостью ниже 1 тысячи евро, идущие из-за рубежа. Российские ретейлеры уже потирают руки в ожидании того, что им удастся вернуть покупателей, "сбежавших" от завышенных цен в мировую паутину.
Пользователей рунета заметно встревожила новость о намерении федеральной таможенной службы (ФТС) ввести налог на приобретенный в международных онлайн-магазинах товар. Налог обещает быть небольшим, порядка 1-10 процентов в зависимости от стоимости самой покупки, однако для клиентов интернет-магазинов это вряд ли звучит утешительно. Они вновь рискуют оказаться в той ситуации, когда нужно будет покупать в России втридорога то, что за рубежом стоит значительно дешевле.
Как писала ранее "Правда.Ру", такая ценовая несправедливость связана с курсовой разницей, импортными пошлинами, логистическими затратами, с расходами на оплату труда и так далее. По всем перечисленным пунктам рядовые россияне вынуждены были платить до того момента, пока в нашей стране ни начала расти, как на дрожжах, онлайн-торговля.
Читайте также: Россияне — не скупые, но платят дважды
На сегодня, по итогам исследования компании Cushman&Wakefield, доля онлайн-торговли составляет 2,2 процента российского рынка. Но не будем забывать, что рынок у нас один из самых больших в мире, поэтому в денежном эквиваленте это составляет сумму в 10 миллиардов евро. По прогнозам, сегмент торговли через интернет будет расти ежегодно на 20-30 процентов, и к 2020 году доля интернет-продаж будет достигать 6-8 процентов от общего товарооборота. Существуют и другие цифры, согласно которым с 2009 года поток товаров из заграничных интернет-магазинов увеличивается на 50 процентов ежегодно. Очевидно, что этот рынок достаточно перспективен для того, чтобы у конкурентов задрожали коленки. И они уже дрожат у отечественных ретейлеров, у которых международная торговля отнимает внушительный кусок прибыли.
Сегодня по российским законам пошлиной в размере 30 процентов, но не ниже 4 евро за килограмм, облагаются те покупки, вес которых выше 31 килограмма, а стоимость, разумеется, более 1 тысячи евро. Все товары, не попадающие под эти критерии, освобождены от таможенных налогов и, казалось бы, вездесущего НДС.
Читайте также: Кассы онлайн-магазинам оплатят покупатели?
"Правда.Ру" поинтересовалась у экспертов, насколько правомерно накладывать пошлину на все идущие из-за границы товары? И не противоречит ли это правилам справедливой конкуренции?
"У нас оказался в силу ряда причин достаточно большой поток беспошлинного ввоза, который практически убивает нашу отечественную электронную коммерцию с числом сотрудников в сотни тысяч. И попытка выравнять условия торговли между eBay и нашими магазинами идет с колоссальным боем, с информационным колоссальным шумом, под эгидой, что это плохо и такого нигде нет, — поделился своим мнением руководитель LiveInternet Герман Клименко. — На самом деле, это везде есть. Нельзя в Германии купить товар из Китая, не заплатив таможенную пошлину, потому что любая страна защищает своих торгашей, хотя они многим не милы, потому что они якобы ничего не производят, а только паразитируют. Тем не менее, экономика — это достаточно длительная цепочка. И я надеюсь, что если государство пошлину все-таки введет, то это в некотором роде решит проблему нашей электронной коммерции. Точнее позволит ей эффективно развиваться, предлагать пользователям новые сервисы. Конечно же, должны быть условия для этого".
Читайте также: Онлайн-торговля в РФ: бег с препятствиями
Выходит, что российские интернет-магазины не выдерживают конкуренции с иностранными, даже если учесть такой положительный момент, как сроки доставки товара покупателям. Интересно почему? Не потому ли, что цена даже в онлайн-магазинах на территории РФ достаточно высокая, ибо тот же самый заграничный товар закупается за границей большими партиями, которые облагаются пошлиной? Как бы то ни было, но эксперты рынка онлайн-ретейла убеждены, что предложение ФТС меры вред ли улучшат конкурентоспособность российских продавцов. Дело в том, что даже с учетом таможенной пошлины товары с заграничных сайтов будут обходиться покупателем дешевле. Кроме того, на российском рынке далеко не всегда можно найти искомый продукт, и предложенный ассортимент, разумеется, несравним с международным.
"Это не совсем то направление, в котором надо думать для того, чтобы увеличить объемы в российских интернет-магазинах — это точно. Надо изучать спрос и привозить товары сюда и продавать их, обеспечивая те же условия, которые люди получают там, для того, чтобы они получали их здесь. А просто вводить пошлины и делать этот товар дороже — вряд ли это как-то существенно изменит потребительское поведение. Будут просто искать хитрые методы привоза", — заверила "Правду.Ру" партнер компании Retail Training Group Елена Комкова.
Читайте также: Интернет-магазины станут дорогими
Впрочем, пока пошлина на заграничный товар остается на уровне инициативы, которой еще предстоит пройти процедуру общественного обсуждения с участием минэкономразвития, минфин, минкомсвязи, а также заинтересованных сторон.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"