Дискуссии и правительственные инициативы последнего времени по поводу пенсионного обеспечения, получили, наконец, внятную юридическую форму. На последнем заседании Правительство РФ одобрило три законопроекта — о страховых пенсиях, о накопительной пенсии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием новых законов.
Хорошая новость одна — возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остается формально неизменным — 60 и 55 лет соответственно. Предложение, которое ни один раз звучало в выступлениях некоторых правительственных чиновников и идеологов пенсионной реформы из ГУ-ВШЭ, было отклонено.
Дать положительную оценку другим новшествам весьма затруднительно. Причина ясна: на смену понятной и прозрачной модели, в соответствие с которой, как и в большинстве стран мира, сегодня формируется пенсия, предложен усложненный механизм, разобраться в котором будет непросто и бухгалтеру, не говоря уже о пожилом человеке.
Напомним, что сейчас работодатель перечисляет в Пенсионный фонд страховые взносы на работника, которые в последующем делятся на так называемый возраст дожития, 19 лет (время, которое в среднем человек проживает после выхода на пенсию). Полученная цифра с учетом инфляционного коэффициента и разбивки по месяцам составляет размер пенсии.
Читайте также: Частная пенсия: тот же обман - вид с боку
Начиная с 1 января 2015 года, судя по законопроектам, одобренным Правительством РФ, все будет по-другому. Право на страховую пенсию будет учитываться не в абсолютных цифрах, а в баллах. Их будут вычислять, исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию. В год можно получить максимум 10 баллов, если уровень зарплаты составит около 45 тысяч рублей в нынешнем масштабе цен. Это максимальная с точки зрения налогообложения цифра заработка. С годами эти баллы будут складываться, их количество при выходе на пенсию будет умножено на особый пенсионный коэффициент, величину которого определит правительство. Это общий порядок формирования пенсии.
Но есть и ключевое, принципиальное нововведение, которым либеральные идеологи пенсионной реформы все же протащили, пусть и в косвенной форме, идею увеличить возраст выхода на пенсию. Теперь есть возможность продолжать работать, не выходя на пенсию. Если таким правом, к примеру, мужчина воспользуется в 65 лет, проработав без пенсии 5 лет, то его пенсия увеличится в 1,45 раза по сравнению с той, что он получил бы в 60 лет. Таким образом, пожилые люди получают мощный стимул продолжать работать, не тревожа своими обращениями отделения Пенсионного фонда.
Отметим, что в полной мере этот порядок будет касаться людей, которые начнут работать, начиная с 1 января 2015 года. Их пенсия в течение многолетней трудовой деятельности будет формироваться по новой формуле. Для тех, кто находится на пенсии, ничего меняться не будет, они продолжат получать пенсию по действующим правилам. А вот люди, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 года, получат расчет пенсии на трудовой период после этой даты по новым законам. Конечно, как заверяет министр социальной защиты Максим Топилин, будут сохранены механизмы индексации, пенсии будут увеличиваться в соответствии с ростом инфляции и доходов Пенсионного фонда. А средний размер пенсии к 2030 году увеличится в полтора раза и достигнет 15000 рублей в сопоставимых ценах или 2-2,5 минимальных прожиточных уровня.
Читайте также: Демография уже выходит экономике РФ боком
Однако в благие намерения правительства, у которого в советниках ходят либеральные социал-дарвинисты, верится с трудом. Еще не забыты либеральные нововведения в виде так называемой "монетизации льгот" середины двухтысячных годов, в результате которых резко упал уровень жизни пенсионеров.
Зачем потребовались новые оформленные законодательно либеральные эксперименты в пенсионной сфере? Ответ прост: реформированная по монетаристским лекалам экономика не способна прокормить грядущие поколения пенсионеров. Сейчас на пенсию начинают претендовать люди, трудовой стаж которых приходится на 1990-2000 года. В этот период экономика приобрела ярко выраженный сырьево-посреднический характер.
К середине двухтысячных годов огромная масса работающих была занята в сырьевой, финансово-посреднической, торговой и логистической сферах. Иными словами, производили не реальную продукцию, а услуги. Не строили заводы и фабрики, не развивали сельское хозяйство. Соответственно, не сформировали промышленно-аграрную базу, которая не только производила бы реальные товары и продовольствие, но и могла принести доходы, в том числе, и в Пенсионный фонд. Добавим к этому многочисленные факты коррупции в самом Пенсионном фонде и нецелевые траты денег пенсионеров, например, на строительство сверхшикарных особняков и офисных зданий для региональных отделений фонда, и станет ясно, почему и откуда образовался дефицит средств для выплаты пенсионерам не только будущим, но и настоящим.
Именно поэтому уже без малого год шла дискуссия о том, как выходить из крайне неприятной ситуации, а совсем недавно было принято решение использовать накопительную часть пенсии будущих пенсионеров для того, чтобы расплатиться с пенсионерами нынешними. Вынудив пенсионеров отказаться от начисления пенсий и добровольно увеличить возраст выхода на пенсию, правительство получит необходимый финансовый резерв в виде невостребованных по этим причинам пенсионных накоплений.
Читайте также: "Нельзя урезать список вредных профессий"
Не стоит забывать и об отдаленных социальных последствиях таких нововведений. Бесспорно, чтобы выжить, пенсионеры добровольно и с песнями постараются максимально повысить возраст выхода на пенсию, что, собственно, и добивалось правительство. Однако это приведет к стагнации в смене трудовых поколений, к тому, что пожилые, стремясь удержаться на своих позициях, не будут давать возможности профессионально и карьерно расти молодым. А это, в свою очередь, будет не только приводить к многочисленным производственным конфликтам, но и отрицательно влиять на демографическую политику.
Сам министр труда и социальной защиты Максим Топилин признал провал либеральной пенсионной политики, правда, в завуалированной форме: "Нынешняя пенсионная система ведет к увеличению дефицита (средств Пенсионного фонда) и тем самым в перспективе она не может быть сбалансированной и мы будем все время сталкиваться с необходимостью все больше и больше средств направлять для балансировки системы из федерального бюджета…". Вот так. Красноречиво.
При Советском Союзе все было сбалансировано, в пенсионных системах США, Франции и многих других стран, где пенсия формируется по принципу, сходному с действующим пока в России, также нет никаких недостач, а наши монетаристы нареформировали в очередной раз столько, что расплачиваться теперь старикам. Бесспорно, старшее поколение, привыкшее к подобной заботе либералов, выдержит и эти нововведения.
Однако они не решат главной проблемы — реформированная по монетаристским образцам экономика по-прежнему будет воспроизводить дефицит материальных ресурсов, и, соответственно, нехватку средств для пенсий. Через некоторое время правительство снова будет вынуждено думать о том, где взять ресурсы на выплаты пенсионерам. Может, все-таки легче сменить экономический курс правительства РФ и его либерально-монетаристских советников из Государственного университета — Высшей школы экономики во главе с Евгением Ясиным?
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"