Американский потолок государственного долга показывает чудеса гибкости. Теоретически дефолт США мог произойти минувшей ночью. Но потолок поднят, беда миновала. "Правда.Ру" поинтересовалась у экспертов, когда настанет тот предел, после которого США уже не смогут закрыть глаза на рост долга, и чем обернется для "оплота демократии" этот черный день?
Для начала подчеркнем, что дискуссии вокруг подъема потолка госдолга завершились в США на непродолжительный срок. Перерыв продлится до февраля, и тогда снова Вашингтон окунется в тревожные препирательства касательно того, какие расходы следует урезать и урезать ли?
В этот раз жребий пал на систему здравоохранения, затраты на реформу которой решено скорректировать, что и спасло США от позорного дефолта, который наперебой предрекали первой (или уже второй?) экономике мира эксперты. А каковы будут прогнозы на февраль? Произойдет ли оглушительное по своим масштабам событие, которого боятся и (не будем лукавить) ждут во многих странах мира? С вопросом, до каких пор будет подниматься потолок государственного долга США, "Правда.Ру" обратилась к экспертам.
"Потолок подниматься может до бесконечности, пока никаких ограничителей не существует, кроме одного — позиции конгресса. Если конгресс, вдруг откажет администрации в том, чтобы поднимать верхнюю планку госдолга, тогда наступит конец. Пока — видите — с трудом, но администрации удается уговорить конгресс эту планку не фиксировать, и поднимать в случае необходимости, — рассуждает заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк.
По мнению эксперта, американцы не видят большой трагедии в том, чтобы жить в долг, потому что такова специфика их мышления. "Все нормально — американцы живут в долг у самих себя, потому что они выплачивают дивиденды за счет налогов, за счет поступлений в бюджет, и прочее, и прочее. Поэтому они в этом трагедии большой не видят. Наоборот, считается, что госдолг нужен для того, чтобы покрывать все текущие операции, — замечает эксперт, подчеркивая, что доходы населения могут идти в налоги равномерно и неравномерно в зависимости от того, как дела обстоят в экономике, — Если хорошо обстоят, стабильно идут доходы.
Не очень хорошо — значит, начинают прерываться. Вот чтобы это не влияло на работу всего государственного механизма, нужна категория государственного долга. Конечно, вопросы размера этого долга иногда превращаются в поле для баталий между сторонниками разных партий и сторонниками разных философий. В принципе пока есть вера в могущество Америки, в могущество американской экономики, этот вопрос принимает не очень острый характер. Но когда начинает возникать такая ситуация, когда даже агентство Moody's понизило рейтинг США, тогда вопрос может приобрести большую остроту. Но, пока никаких показателей, что здесь действительно накапливаются очень опасные тенденции, с моей точки зрения, нет".
Читайте также: Дефолт оказался бэтмену Обаме не по плечу
Не видит трагедии в росте государственного долга США и управляющий директор по макроанализу, главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин, который считает, что, в теории, госдолг США может достигать фантастических сумм. "Чем больше экономика, тем больше может быть долг, в идеале он может поднимать до очень больших величин. То есть, вопрос во времени. Через 50 лет он может быть в разы больше, чем сейчас и никаких проблем это может не представлять, — считает экономист, подчеркивая, что роста долга США предела может не достичь, — Это тяжело представить, но в принципе, ВВП страны может быть очень большим, теоретически бесконечно большим.
Все равно он будет счетной величиной, но все зависит от того, сколько лет, тысячелетий, миллионов лет суждено развиваться США. Все может быть. Просто если экономика США будет расти достаточно быстро, чтобы позволять американскому правительству получать доходы в виде налогов и иных поступлений, чтобы обслуживать этот госдолг, проблемы нет. То есть сейчас, к сожалению для США, ситуация складывается так, что долг растет быстрее, чем растет экономика и долговая нагрузка. В лучшем случае, не снижается. И это создает определенное давление и определенную нервозность".
У США есть несколько способов ослабить утяжелившуюся в последнее время ношу государственного долга. "Экономика США должна динамично восстанавливаться и расти. Это самый простой путь и достаточно безболезненный, потому что в этом случае никто не заметит, что долг — это какая-то петля. По большому счету властям США нужно создать такие условия, при которых рост экономики будет стабильным и заметным. Как минимум несколько процентов в год в реальном выражении, чтобы в долларах экономика росла хотя бы на 5 с лишним процентов в год. Это может дать возможность властям США достаточно комфортно себя чувствовать даже с этим уровнем долга.
Если рост будет быстрее в номинальном выражении, то ситуация для США может начать улучшаться. То есть долг может продолжать расти, но в процентах ВВП он может начать снижаться и вообще проблемой для американцев это не будет. Есть и другие варианты — инфляция, например. Но это неприятное решение, связанное просто с тем, что это означает высокую нестабильность в экономике США и, как следствие, в мировой экономике. По большому счету это не всегда можно считать хорошим решением ситуации, потому что это означает, что часть людей станет беднее, часть бизнесов разорятся, неопределенность вырастет. Это может отбросить саму экономику США назад. Сам долг может в размерах измениться, но по отношению к ВВП остаться на прежнем уровне или даже вырасти. Поэтому высокая инфляция вовсе не обязательно является решением этой проблемы. Самое простое решение — это рост частной активности, экономики США, стабильный, устойчивый, довольно быстрый. Этого достаточно", — заключает Евгений Надоршин.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"