Монополия РЖД тает на глазах

На железные дороги страны могут выйти локомотивы частных компаний. Такая возможность рассматривается не первый год, однако только сейчас предложение прозвучало вслух от первого лица государства, Владимира Путина. Судя по тому, как печально идут дела у РЖД, помощь частных перевозчиков пришлась бы очень кстати. Выдержит ли монополия конкуренцию?

Либерализация рынка локомотивной тяги, наконец-то, показалась хорошей идеей не только частным перевозчикам, с вожделением поглядывающим на железные дороги страны, но и президенту Владимиру Путину. Накануне на совещании в Тобольске российский глава заявил, что вопрос присутствия частников в данном сегменте поднимался не раз и пора уже принимать серьезные решения в этом вопросе.

Действительно, дальше тянуть некуда. Ведь сегодня одной из серьезнейших проблем РЖД является изношенность действующих локомотивов на 70 процентов ("низкий поклон" застою 1990-х годов!). Из этого следует, что монополии давно пора закупить новый парк тягачей. Причина, по которой это не сделано до сих пор, вряд ли будет для кого-то открытием. О том, что РЖД является скорее убыточной компанией, чем прибыльной, не единожды заявлял сам глава ОАО Владимир Якунин. Значительную конкуренцию железным дорогам, по его словам, составляют автомобильные дороги и авиаперевозки (что, впрочем, неудивительно, если сопоставить цены и разницу по времени в пути на самолете и на поезде). По всему выходит, что неоткуда РЖД достать 77,6 миллиарда рублей для закупки 770 новейших локомотивов.

Дабы не обращаться к казенным деньгам, руководство РЖД планировало перераспределить свои расходы в пользу новых локомотивов, но в ущерб обновлению путевого хозяйства. Однако стоит ли идти на такие жертвы, когда существует гораздо более приемлемый способ — привлечение частных компаний. О готовности профинансировать закупку новых локомотивов давно заявили частные перевозчики, жаждущие предоставить собственные подвижные составы для перевозки грузов.

Читайте также: Ненасытные монополии присосались к бюджету

Сегодня в России собственные локомотивы есть у Globaltrans, "Нефтетранссервиса" и "Трансойла", ОТЭКО, "Трансгаранта", "Газпромтранса", "Первой грузовой компании". Подвижные составы вышеперечисленных компаний либо сдаются в аренду РЖД, либо ездят по выделенным направлениям. Разумеется, они были бы рады запустить свои локомотивы по самым рентабельным направлениям, но этого-то как раз и боится руководство первого железнодорожного перевозчика страны. Лишится ли РЖД статуса монополии в случае, если рынок локомотивов пополнят частные компании, "Правда.Ру" спросила у экспертов.

"Это снимет монополию РЖД, но лишь частично, — уверен зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий, зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский. — Потому что на самом деле эта монополия в каком-то смысле даже выгодна, поскольку цены регулируются государством. Частным компаниям цены никто регулировать не будет. Поэтому там, где будет густая сеть транспортных развязок на промышленные предприятия, безусловно, это будет выгодно. Больше всего страдают сейчас угольщики, потому что они не в состоянии перевезти все, что нужно, и по тем ценам, которые сейчас установлены. Тем более, сейчас эти цены будут заморожены".

При этом Владимир Рудашевский оспорил довод, которым апеллируют частные компании, будто РЖД выиграет от снижения издержек на обновление парка локомотивов. "Я думаю, что в расходах РЖД стоимость приобретения локомотивов занимает не более 15-20 процентов. Поэтому на самом деле это откат от необходимости закупать. Это ни к чему особенно не приведет. Все равно закупать будут, потому что локомотивное хозяйство в значительной мере устарело", — напоминает эксперт.

В то же время Владимир Рудашевский заметил, что это первая "ласточка" на пути к серьезным переменам. "Не обязательно все, что имеется в инфраструктуре, должно принадлежать государственным компаниям. И частные компании могут прийти, и уже поговаривают о том, что придут частные компании в метро и т. д. Поэтому это начало. Возможно, это будет какой-то эксперимент. Но я думаю, что, скорее всего, это будет за Уралом, предприятия угольной промышленности, металлургические компании", — считает эксперт, подчеркивая, что потенциал российских угольных компаний, в особенности экспортный, очень высок.

Читайте также: Транспортная стратегия: мечты и реальность

Ведущий эксперт УК "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов, в свою очередь, считает, что возможные перемены на рынке локомотивов — это продолжение реформы РЖД, формально завершенной в 2011 году.

"Во-первых, можно ожидать, что будут увеличены закупки соответствующей техники у производителей. Во-вторых, можно ожидать повышения интенсивности перевозок на ряде направлений — там, где эти локомотивы, естественно, будут использоваться. И в-третьих, это будет дальнейшим продолжением реформы РЖД, которая началась несколько лет назад и теперь идет ее развитие", — заключает эксперт.

А как вы считаете, следует ли пускать на российские железные дороги частные компании или ОАО РЖД должно по-прежнему оставаться монополистом в данном сегменте?

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"