Ровно через неделю Россию ждет суд с ЕС в рамках ВТО. Камнем преткновения по-прежнему остается утилизационный сбор для автопроизводителей. Однако эксперты предполагают, что в суде ВТО может начаться и более широкое обсуждение прав стран-участников в области антидемпинговых мер. Чего ожидать от предстоящей тяжбы, "Правда.Ру" узнала у экспертов.
В начале октября 2013 года в первом чтении был принят законопроект, который обязывает платить утилизационный сбор не только иностранные, но и российские автозаводы. Второе и третье чтения документа должны состояться в течение двух недель. Таким образом, РФ идет на уступки Евросоюзу и готовится уравнять в правах российских автопроизводителей с зарубежными. Казалось бы, яблоко раздора между РФ и другими членами ВТО благополучно катится в небытие, и ЕС вполне мог бы пересмотреть свое намерение подавать иск против России. Однако у Евросоюза появились новые подозрения.
В Европе пожелали убедиться в том, что утилизационный сбор будет распространяться и на импортеров из Таможенного союза. Разобраться в вопросе соответствия нормам ВТО российского утилизационного сбора предстоит специальной экспертной группе, отобранной представителями Евросоюза. О результатах станет известно в ходе судебного процесса 22 октября. Если только Россия не воспользуется правом вето и не остановит процесс, который, к слову, обещает стать крайне любопытным и предопределяющим дальнейшую расстановку позиций стран-участников ВТО. Каковы шансы России выйти из судебного процесса если не победителем, то хотя бы не проигравшей стороной, разбиралась "Правда.Ру".
Читайте также: Нездоровая конкуренция - в правилах ВТО
"Насколько мне известно, речь идет не о самом сборе, а о разнице сборов с отечественных производителей и с иностранных производителей. На втором месте стоит величина этого утилизационного сбора, которая, на взгляд юристов Евросоюза, является реальной преградой на пути импорта автомобилей Евросоюза и, соответственно, если экстраполировать нынешнюю ситуацию в будущее и рассматривать возможные итоги судебного разбирательства, то, мне кажется, у России гораздо меньше шансов, чем у ЕС, в том числе и по политически мотивированным причинам, — считает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. — Скажем так, в Евросоюзе Россию считают "страной, которая нарушает демократические права" и так далее. И я вот подозреваю, что даже в независимом суде в Брюсселе (или где состоится разбирательство) шансы Евросоюза достаточно высоки. А Россия будет отвечать соответствующими жалобами по тем сегментам рынка, которые затрагивают российских экспортеров. Это, как минимум, металлопрокат, текстиль и другие сегменты рынка".
По словам эксперта, Россия была заранее проинформирована о том, что ее членство в ВТО начнется с судебных разбирательств. И главная неприятность состоит в том, как уже писала ранее "Правда.Ру", что в нашей стране крайне мало юристов с необходимой подготовкой, с опытом ведения судебных разбирательств в международных судах. К примеру, Китай подошел к вопросу вступления в ВТО более ответственно, с наличием 6 тысяч подготовленных юристов.
Читайте также: Евросоюз подал в суд на Россию
И за все время присутствия Китая в ВТО количество этих специалистов увеличилось. "Мы вступили в ВТО фактически не имея "подушки безопасности" в лице подготовленных специалистов, готовых защищать интересы России и компаний, которые затрагивают те или иные ограничения за пределами РФ", — заключает Белов, по словам которого главными инициаторами предстоящего судебного разбирательства выступили немецкие автопроизводители, являющиеся основными поставщиками автомобильной продукции в Россию.
В целом эксперты выразили абсолютное согласие с претензиями, выдвинутыми против России. "Изначально претензии ЕС были обоснованы, они до сих пор не сняты, поскольку в механизме взимания утилизационного сбора с наших производителей и с тех, кто ввозит, все-таки различие есть, — поясняет профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. - Там есть нюансы и довольно важные, связанные с объемом двигателя и так далее. Поэтому претензии пока остаются, и ЕС уже сформулировал свои условия, при которых он снимет свои претензии в органе разрешения споров. Мы эти условия только вчера узнали и, наверное, пока мы их не готовы выполнить. Поэтому на сегодняшний день все остается как было, ничего не меняется".
Требования Евросоюза заключаются в следующем: Россия должна снизить ставки в целом на все автомобили, сократить различие между ставками на новые и подержанные автомобили (ибо возраст автомобиля не связан со стоимостью его утилизации), снизить ставки на грузовики, а также при расчете не исходить из объема двигателя, поскольку такой подход не объективен.
Читайте также: Кинобизнес РФ споткнулся о правила ВТО
Другими словами, претензий по вопросу утилизационного сбора у Евросоюза достаточно. И выйти сухими из воды, а также отстоять свои интересы у российских властей в этот раз вряд ли получится, полагают эксперты. А поскольку утилизационный сбор — это лишь отправная точка России на пути в полноценное членство ВТО, властям следовало бы позаботиться о надежной защите в лице высококвалифицированных юристов, которые смогут выступать в международных судах на равных с иностранными коллегами.
Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"