Ненасытные монополии присосались к бюджету

 

Российские монополисты — самые бедные монополисты в мире?! Если заморозить тарифы и увеличить налоговую нагрузку, они понесут колоссальные убытки. Но сколь ни высоки будут убытки, покрывать их придется государству, ведь именно из казны монополисты с завидной регулярностью выпрашивают различные субсидии. Возможно ли разорвать этот порочный круг?

Волна недовольства российскими монополистами вновь поднялась в свете последних правительственных решений. От составителей бюджетного плана на ближайшие годы в худшем смысле слова досталось всем: и многодетным матерям, и госслужащим, и социально-незащищенным слоям населения и даже, казалось бы, неприкосновенным государственным монополиям. "Все должны поджиматься, это трехлетка экономии. Все, начиная с федерального бюджета, естественных монополий, предприятий, бюджетных организаций, должны принять планы экономии", — заявил министр финансов России Антон Силуанов. Казалось бы, посыл понятен — сегодня затянем ремни потуже — завтра будем если не на коне, то хотя бы не в кризисе. Однако бизнес-сообщество восприняло этот призыв, мягко говоря, безрадостно. И громче всех возмутились госмонополии.

Читайте также: Владимир Якунин: Некоторые монополии, возможно, спасутся от заморозки тарифов

Как подсчитали в Минэкономразвития, от одной только заморозки тарифов естественных монополий бюджет страны может получить в 2014 году более 150 миллиардов рублей, а в последующих годах — и того больше. Однако в рядах монополистов это заявление отклика не нашло. Высказаться против нововведения поспешили РЖД, "Транснефть" и "Газпром", руководство которого спрогнозировало компании 510 миллиардов рублей убытков.

Но печальнее всего стало монополисту РЖД, и без того денно и нощно стоящему у российской казны с протянутой рукой. Руководство компании попросило у правительства 30 миллиардов рублей субсидий на возмещение убытков от заморозки тарифов. Как обозначил в докладе вице-президент РЖД Вадим Михайлов, хоть главный железнодорожный перевозчик страны и придумал различные способы компенсировать потери, этого будет недостаточно. Так, было решено увеличить стоимость транспортировки нефти железнодорожным транспортом и восстановить резерв для обеспечения сомнительных долгов пригородных пассажирских компаний, однако без казенной поддержки прибыли компании все равно не видать, указано в докладе.

Читайте также: Эксперт: То, что олигархи-монополисты просят денег, — лишь верхушка айсберга

Тем временем, Минэкономразвития сам придумал сценарий экономии для РЖД. Главный пункт, прибегнуть к которому монополист сам как-то не додумался — сокращение издержек (а именно, инвеспрограмм, затрат на сотрудников и реконструкцию путей). Надо заметить, что нежелание сокращать издержки и увеличивать эффективность использования средств — это общая черта большинства российских монополистов. И именно такое отсутствие гибкости, скорее всего, приводит к необходимости вновь засунуть руку в казну.

"Я помню, когда первый министр экономики Герман Оскарович Греф закручивал гайки для отечественной промышленности и сельского хозяйства, для перерабатывающих отраслей (которые чаще всего в частном бизнесе находятся), ему говорили: "У нас же падает рентабельность, что же вы делаете?" А он отвечал: "Либо ты лучший, либо ты банкрот, снижайте издержки", — заметил в беседе с Правдой. Ру первый зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, — Но почему-то это правило абсолютно не относится к нашим монополистам. Они в тарифы загоняют любые издержки, любые траты, и общество должно это проглатывать. В то же время по эффективности работы они далеко отстают от частного бизнеса, поэтому надо руководству естественных монополий не клянчить деньги у государства, а повышать эффективность работы и сокращать издержки".

Как напомнил представитель ГД, "Газпром" является спонсором российской футбольной команды "Зенит", германской "Шальке 04", "Ленинского Спартака" из Болгарии, а также футбольно-баскетбольного клуба Сербии "Црвена звезда". "Конечно, если мы будем оплачивать траты футболистов в Болгарии, в Сербии, в Германии, естественно, нам никаких бюджетных денег не хватит, — разводит руками Емельянов, — Там огромнейшие непроизводственные траты, начиная с бонусов и самих зарплат топ-менеджмента, и заканчивая такими тратами, как футбольные команды, яхты, дома отдыха и так далее. У монополий очень большой запас прочности, очень большой залог, и совершенно не мешало бы пощипать его. Потому решение правительства о заморозке тарифов правильное и никаких денег давать им больше не надо из бюджета".

Меж тем, не давать денег монополиям нельзя никак, поскольку на них возложены важные функции инвестирования в российскую экономику. Таким образом, чем беднее госмонополии, тем медленнее развивается наша страна. "С одной стороны, наверняка есть возможность сокращения издержек, но с другой стороны мы тоже должны понимать, что монополии занимаются активным инвестированием в проекты, и это разгоняет выпуск в соседних отраслях промышленности, — поясняет "Правде.Ру" заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов, — То есть в общем-то ясно, что крупные компании будут претендовать на государственные деньги. Я согласен и с тем, что есть там резервы и для сокращения издержек, и многие проекты выглядят завышенными с точки зрения инвестиций, но в целом тоже надо понимать, что ограничение тарифов возможно только, если государство будет менять свой экономический курс. Если у нас по-прежнему инвестиционная нагрузка в экономике будет лежать на естественных монополиях, они всегда будут просить деньги".

Инвестирование в различные проекты действительно осуществляется государственными монополиями в достаточной мере. Причем, по мнению Симонова, РЖД являются убыточными как раз по причине гигантской инвестиционной программы. Результатами проделанной работы на Национальном конгрессе, который проводился на этой неделе в Москве, похвастался старший вице-президент по инновационному развитию ОАО РЖД Валентин Гапанович, упомянувший такие проекты, как ВСМ Москва-Казань (первая высокоскоростная железнодорожная магистраль в России), разработка локомотивов на газомоторном топливе совместно с "Трансмашхолдингом" и так далее. Еще активнее работает в направлении инвестиций газовый монополист России.

"Если мы говорим про Газпром, то поиск новых месторождений, строительство газопроводов — это все затратные мероприятия. У Газпрома инвестпрограмма в этом году будет триллион рублей. Это серьезные деньги, — рассказывает Константин Симонов, — Я против того, чтобы давать крайние оценки. Хотя, конечно, нельзя говорить о том, что монополии все эффективно тратят на инновации. Конечно, у нас недоинвестирован сегмент IT, но при этом говорить о том, что все деньги разворованы — это тоже неправильно. Все-таки есть физически построенные объекты, трубы, железные дороги, их можно посмотреть, пощупать, и это все как раз нашу экономику разгоняет".

Читайте также: Эксперт: Малому и среднему бизнесу нет смысла что-то просить у государства

Однако именно в отношении инвестпрограмм Минэконоразвития предложило монополиям умерить аппетиты, поскольку это поможет им минимизировать убытки, связанные с ограничением роста цен. К слову, от заморозки тарифов выиграют не только простые граждане, но и промышленники, которым приходится работать в условиях постоянно растущих расходов на логистику, газ, электроэнергию и так далее, что в промышленных масштабах обходиться в весьма круглые суммы. Поэтому решение правительства поубавить пыл крупных хозяйственников поможет восстановлению промышленных предприятий, также оказывающих влияние на развитие экономики. Но только в том случае, если эти предприятия не завязаны на инвестпрограммы монополистов… Выходит, что российская экономика, завязанная на монополистах, давно попала в замкнутый круг. И единственная возможность вырваться оттуда — это ужесточить государственный контроль за тратами естественных монополий. Любопытно, насколько в этом случае сократится капитализация инвестиционных проектов наших хозяйственников?

Читайте также: Эксперт: Монополии должны строже контролироваться государством