Сельди "под шубой" на новогоднем столе россиян в этом году может не оказаться. Российские рыбаки предпочли экспортировать практически весь улов за границу, оставив на отечественных прилавках минимальное количество сельди по высокой цене. Что заманило наших рыбаков в зарубежные порты и почему РФ столкнулась с дефицитом рыбы, рассказывают эксперты.
Россия может в ближайшие месяцы потерять статус крупнейшего потребителя селедки во всем мире. Эксперты предрекают удорожание рыбы сельдевых пород на отечественном рынке в связи с дефицитом, который ранее уже предсказывали чиновники из Росрыболовства. Российские рыбаки вместо того, чтобы обеспечивать нужды своих сограждан, направляют свой улов на экспорт. Так, по последним данным 93 процента всего улова было продано за границу, что и погрузило российский рынок в условия рыбного дефицита.
Как рассказал "Правде.Ру" исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков, лидирует по потреблению в нашей стране жирная атлантическая сельдь, которая была "продуктом номер один" на протяжение последних десяти лет. Но в этом году ситуация изменится кардинально, и вместо привычных 500-540 тысяч тонн на отечественном рынке будет продано 200-220 тысяч тонн сельди. По утверждению эксперта отрасли, одной из основных причин дефицита сельди в России является сокращение квот на вылов рыбы этой породы в Атлантическом океане.
"Каждому бассейну, по каждому морю определяется свой объем допустимого улова: Атлантический океан, Баренцево море, Тихий океан, — поясняет Гудков, — В каждом регионе есть свой допустимый объем улова. На нас очень большое влияние оказывает селедка, добываемая в Атлантической океане и в Тихом".
Тихоокеанскую сельдь, по словам представителя "Рыбного союза", предпочитают жители Зауралья и Дальнего Востока, однако даже рост квот на вылов рыбы этой породы в Тихом океане не компенсирует в достаточной мере сокращение квот на атлантическую сельдь. Однако в большей степени, по заявлению Сергея Гудкова, на дефицит сельди в России оказывают влияние цены на внешнем рынке.
Читайте также: Дальневосточный минтай уплывает в КНР
"Мы интегрировались в мировой процесс. Мы спокойно покупаем рыбу на внешних рынках и туда же ее продаем в зависимости, где выгоднее. Рыбаки 93 процента добытой селедки в этом году экспортировали на внешний рынок, им оказалось выгоднее в этом году продать на внешнем рынке. Это причина дефицита номер один. И в целом на мировом рынке селедки меньше, чем в предыдущие годы. Цена выше на мировом рынке. Она и у нас выше, но там — твердая валюта, часть которой можно оставить на офшорных счетах. Вот это вот ключевой мотивирующий фактор", — заключает представитель "Рыбного союза", выражая надежду, что через два-три года объем разрешенной добычи вернется к прежнему уровню, цена снова опустится и станет более доступной для широкого круга.
Впрочем, на перечисленных факторах беды российского рыбного рынка не заканчиваются. Как рассказал глава центра общественных связей Федерального агентства по рыболовству, председатель Общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев, рыбаки предпочитают заграничные рынки и по вполне бытовым причинам, не зависящим от внешних факторов и глобальных перемен в промысловой отрасли.
"Несмотря на то, что российские рыбаки почти в два раза увеличили вылов на Дальнем Востоке высококачественной сельди (алюторской и так далее) очень значительно увеличился и экспорт. И тому есть целый ряд причин. Первая — это то, что существуют высокие железнодорожные тарифы. Эту сельдь с Дальнего Востока надо еще привезти сюда. Вторая причина: для того, чтобы экспортеру загрузиться в иностранном порту (например, в Даляне где-нибудь в Китае, в Донхэ в Республике Корея или в Пусане) нужны считанные минуты. То есть агент спустился в трюм, посмотрел, тут же деньги вам перечислили, через 15 минут разгружаются.
У нас же целый шквал административных барьеров, который препятствует насыщению внутреннего рынка. Это, прежде всего, огромное количество ветеринарных документов, которые рыбаки готовят целыми неделями. А в иностранном порту ты за три часа даешь радиограмму о том, что движешься в порт, ориентировочное время прибытия такое-то, на борту столько-то сельди. Всё! У нас же огромное количество сопроводительных ветеринарных документов, затраты на которые эксперты из рыбного союза оценивают в 6 миллиардов рублей. Это прибавляет к цене рыбы где-то полтора-два рубля на килограмм", — рассказывает представитель Росрыболовства.
Говоря о выгоде российских рыбаков при продаже улова на внешнем рынке, нельзя забывать и о пресловутом налоге на добавленную стоимость. Как напоминает Александр Соловьев, экспортеру продукта НДС возвращается в отличие от того, кто поставляет продукт на внутренний рынок. Мало того, поставщик на внутреннем рынке сталкивается с такой неприятной деталью, как отсрочка платежа на 90 дней, тогда как "в иностранном порту он тут же получил деньги и пошел дальше работать".
"Когда рыба в воде, она ищет, где глубже, а когда ее уже выловили, она ищет, где дороже. Поэтому нужно создавать мотивы для того, чтобы везли сюда, а не в Китай", — подводит итог всему вышесказанному представитель Росрыболовства.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"