Офшоры прихлопнут налогами. Дважды

Минфин готовит двойной удар по любителям офшоров. Ведомство разработало законопроект, предусматривающий двойную дозу налогов для скрывающихся собственников, которые недоплачивают налоги, проводя платежи через страны с низкими налогами. Поможет ли эта мера решить проблему офшоризации российской экономики? "Правда.Ру" опросила экспертов.

Первым предложением минэкономразвития после того, как президент России Владимир Путин обозначил курс на деофшоризацию экономики в своем послании Федеральному собранию, было именно повышение налоговой нагрузки на тех бизнесменов, которых так и тянет за границу. И спустя почти год министерство финансов разработало законопроект, предусматривающий двойную дозу налогов для скрывающихся бенефициаров, которые недоплачивают налоги, проводя платежи через страны с низкими налогами.

Согласно документу, акционеры должны предоставить налоговикам ксерокопию паспорта. В отношении тех лиц, кто откажется раскрывать о себе информацию, будут обременяться повышенным налогом. Причем ровно в два раза. Если сегодня акционеры платят с доходов облигаций и дивидендов налог в размере 15 процентов, то в случае принятия законопроекта минфина их ставка возрастет до 30 процентов. "Правда.Ру" обратилась к экспертам с вопросом, правильно ли усиливать налоговую нагрузку в отношении предпринимателей, которые и без того бегут от существующего налогового бремени? Поможет ли это достичь цели, поставленной главой государства?

Читайте также: Почему отменяются "налоговые каникулы"?

"Я не знаю, чего они хотят этим добиться, — откровенно заявляет директор, главный редактор журнала "Эксперт" и член ОП РФ Валерий Фадеев. - Здесь очень много разных аспектов. Аспекты политические, связанные с возвращением собственности и активов сюда, на российскую территорию. Есть аспекты минимизации рисков с собственностью, а зачастую офшоры для этого и используются. Схема несложная — фактически хозяева компаний сами себя кредитуют и в случае возникновения проблем они оказываются главными кредиторами собственной компании. Это связано с тем, что собственность до сих пор остается неустойчивой в России. И это решается не запретительными мерами. Здесь проблема ухода от налогов. Офшоры используют, чтобы минимизировать налоги. Здесь, наверное, нужны какие-то жесткие меры, но повторяю, что наша экономика — раскрытая система и нельзя думать, что какими-то несколькими законами можно сделать так, что будет предельно прозрачно".

Читайте также: Люксембургский офшор накроется медным тазом?

В этой связи эксперт вспомнил о событиях, связанных с раскрытием имени настоящего владельца московского аэропорта "Домодедово". Правда, которой не смог добиться даже Следственный комитет, расследуя дело о террористическом акте на территории аэровокзала в январе 2011 года, открылась в связи с намерениями властей создать единый Московский авиационный узел. А поскольку "Домодедово" является одним из звеньев этого узла, встал вопрос, с кем вести переговоры. Так и объявился реальный владелец аэропорта — председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. "Тут прагматичная проблема, — пояснил Валерий Фадеев. — Где-то надо действовать жестко, административно, а где-то надо условия создавать, например, в части надежности владения собственностью в нашей стране".

С тем, что усиление налоговой нагрузки вряд ли решит одним махом проблему офшоризации российского бизнеса, соглашается и аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко, который подчеркнул, что дополнительное налогообложение также является достаточно сложным механизмом с точки зрения администрирования.

Читайте также: Новая жизнь советского офшора

"Думаю, качественный шаг в борьбе с офшорами уже был сделан, когда по долгам кипрских банков заплатили состоятельные вкладчики. Правда, пострадали только те, у кого были депозиты более 100 тысяч долларов, но сам факт, что вкладчикам пришлось отвечать по долгам кредитного учреждения, очень сильно напугал общественность, — заметил аналитик. — В первой половине 2013 года наблюдался существенный рост валового объема вкладов, который, как нам кажется, в основном объясняется нерыночными факторами. Например, стоит обратить внимание на рост доли вкладов размером от 700 тысяч до 1 миллиона и свыше 1 миллиона рублей (данные сегменты росли быстрее всего, вследствие чего их доля в общей структуре накоплений выросла с 7 до 7,6 процентов и с 38,4 до 40,6 процентов соответственно). Стоит отметить, что это как раз тот сегмент, который не попадает под действие системы страхования вкладов (ССВ), а, значит, для увеличения его доли должны были быть действительно серьезные причины (как, например, банковский кризис на Кипре). Именно такие события приводят к качественным изменениям, а повышением налогов, по моему мнению, существенно ситуацию не изменить".

Читайте также: Офшоры - тайники мировых богатств

Впрочем, следует заметить, что кризис банковской системы Кипра спугнул далеко не всех россиян — треть депозитов в островном государстве по-прежнему принадлежит нашему брату. И если уж экономическая нестабильность офшорных зон не пугает российских предпринимателей, то возможно ли, чтобы их бесстрашие поколебал двойной налог?

Эксперты предполагают, что акционеры могут предоставить ложные сведения, и тем самым избежать дополнительной налоговой нагрузки. В любом случае, даже если минфин действительно считает, что в случае с бегством предпринимателей в низконалоговые страны проблему решит избыточная нагрузка, то законопроект требует серьезной доработки. Однако на это осталось не так много времени — готовый вариант проекта предполагается представить до конца текущего месяца.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"