Россия, по мнению членов ВТО, игнорирует правила торговой организации. Недовольство деловым климатом РФ выказали немцы, заявившие, что конкурировать стало еще сложнее на фоне появления законов о субсидировании, введении утилизационного сбора. "Правда.Ру" выяснила, так ли чисты в вопросах конкуренции на собственных рынках наши партнеры по ВТО?
Вспоминая предысторию вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), сложно отделаться от чувства тревоги, которое нагнеталось российскими производителями в связи с пугающим притоком иностранных товаров в отечественные магазины. Действительно, только ленивый не раскритиковал решение о присоединении РФ в ВТО, которое практически единогласно считалось убийственным для российской промышленности и сельского хозяйства. Но любопытное дело — как только этот так называемый "убийственный шаг" был сделан, в сторону российского руководства посыпались совершенно противоположные упреки и теперь уже с другой стороны.
Страны-участники ВТО обвиняют российских чиновников в том, что те поддерживают отечественных производителей, тем самым уничтожая саму идею свободной конкуренции. Первым "звоночком" для участников торгового объединения стал ввод утилизационного сбора в России, который неприятно удивил импортеров автомобилей. Коэффициент на автомобили был введен в России 1 сентября 2012 года. То есть, едва миновала первая неделя членства РФ в ВТО, как уже появился повод к конфликту.
Читайте также: Евросоюз подал в суд на Россию
Напомним, что утилизационный сбор изначально не распространялся на российских автопроизводителей. Для игроков нашего рынка предусмотрено послабление — они просто могут предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Негодование, связанное с таким несоответствием условиям равной конкуренции, переросло в судебный иск, который подали на Россию ЕС и Япония с намерением добиться полной отмены утилизационного сбора, либо его распространения на всех автопроизводителей без разбора. Иск в суд ВТО был подан в июле 2013 года и пока дело не получило развязки. Однако эксперты полагают, что в итоге Россия будет вынуждена распространить налог и на отечественную автомобильную отрасль, тем более, что соответствующий законопроект уже ожидает рассмотрение в ГД.
В отношении России существуют и другие претензии, такие как: запрет на ввоз живого скота из Европы, завышенные тарифы на текстиль и алкоголь, штрафные пошлины на сельскохозяйственную технику, готовящиеся правила систематического предпочтения российских лекарств и так далее. Но, по мнению экспертов, такие взаимные обвинения вполне нормальны в рамках крупной торговой организации, каждый член которой жаждет получить для себя равные условия на чужих рынках и при этом не позволить сделать то же самое на своем.
"Это нормально со стороны германских производителей автомобилей — требовать дальнейших послаблений от России с тем, чтобы завоевать еще большую долю рынка. В принципе их можно поздравить. С их политикой они добились больших успехов. Если помните, двадцать лет назад "Жигули" российского производства продавались в Германии, в Англии их можно было встретить, в Китае они были очень дефицитные и очень востребованы.
Сейчас мы видим, что АвтоВАЗ сократил свою долю рынка в десятки раз, а немцы начали продавать здесь, в России, автомобили на миллиарды долларов. И естественно, им хочется и еще удвоить эти объемы продаж. Естественно, они требуют дальнейших уступок, ссылаясь на нормы ВТО, на Римское право, на правила Женевской конвенции и так далее. Они на что угодно будут ссылаться. Это не значит, что мы должны идти на дальнейшие уступки, — заявил в разговоре с Правдой. Ру бизнесмен и политик Константин Бабкин, подчеркнув, что и немцы огораживают некоторые свои сегменты от конкурентов. — Автомобильный рынок они, наверно, не защищают, но если взять аграрный рынок, который не так продвинут в Германии, то интересы своих фермеров они защищают очень сильно.
Там дотация на один гектар в 20 раз больше, чем в России. Пошлина на ввоз российской пшеницы в Германии составляет 130 евро за одну тонну, что является практически 70-процентной ценой пшеницы — абсолютно запретительные пошлины. Такими же мерами они защищают свой рынок в чувствительных позициях. При этом от нас требуют полной открытости. У нас вообще ни в одном товаре, по условиям вступления России в ВТО, мы не можем иметь пошлину 70-процентного уровня, а в Германии можно. Я считаю, что это не справедливо, и поэтому это соблюдать не надо".
"В том состоит особенность ВТО, что каждый из участников этого сообщества, естественно, пытается получить для себя наиболее выгодные условия, не только с точки зрения протекционистских мер (защищая свою экономику), но и с точки зрения доступа на другие рынки, — уверен руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. — С точки зрения доступа на другие рынки, все страны достаточно ревниво относятся к проявлению каких-либо препятствий, поэтому недовольство немецкого бизнеса — это нормальная реакция на то, что не оправдались ожидания в определенных сегментах российского рынка (подчеркиваю, в определенных сегментах).
Это касается автомобилей и сельскохозяйственной техники. Наверно, основные претензии к этим двум сегментам, на которых немцы достаточно активно действуют. Заметьте, что немцы не хвалят нулевые ввозные пошлины на свинину, немцы не хвалят те пошлины, которые постепенно снижаются в отраслях, где Россия проигрывает".
По словам эксперта, Европейский союз в целом, все 28 стран тоже защищены от внешнего рынка. ЕС ревниво относится к сельскохозяйственной, текстильной и любой другой продукции. В европейских странах есть ряд тарифных ограничений, из-за которых Евросоюз также обвиняется в злоупотреблении. А значит, таковы правила игры в ВТО.
Меж тем, претензий в адрес России поступает немало, и не только со стороны немецких предпринимателей. Обвинения сыплются со стороны Финляндии, Японии, США и других стран, а ведь миновал — напомним — всего год с момента вхождения РФ в ВТО. И, по заявлению постпреда России при ЕС Владимира Чижова -"вступление в ВТО предполагает период адаптации нашей экономики к нормам этой организации". Надо учитывать, что РФ вошла в торговую организацию не достаточно подготовленной, несмотря на 18-летнюю прелюдию, и потому спешка с обвинениями в наш адрес кажется несколько преждевременной и будто заранее подготовленной.
"Напомню, что в ВТО мы вступили "безоружными". Не только бизнес был не готов и вовремя не был проинформирован о правилах игры, но и чиновники о них не знали. 600-страничный документ (не знаю, переведен наконец-то до конца на русский язык, или нет) многие чиновники в министерствах не знали, — замечает Владислав Белов, — А вот Китай был готов. Мало того, что были министерства готовы, мало того, что был бизнес проинформирован, что такое ВТО.
Читайте также: Ревизор поможет "Газели" отвоевать рынок
На момент вступления в силу договора касательно Китая было подготовлено 6 тысяч юристов по международному праву, которые были готовы отстаивать интересы китайского бизнеса, а у нас их "кот наплакал". Если я назову вам специалистов по ВТО, то их будет два-три человека, максимум пять. Это не правоведы, а просто коллегия специалистов по научному сообществу. В этом и проблема. И сейчас, когда нас будут обвинять или переводить жалобы в правовое поле, и мы должны будем судиться, мы здесь будем проигрывать, потому что наших юристов очень мало".
По словам эксперта, как долго продлится адаптационный период РФ в ВТО, пока остается вопросом. Однако использовать его российские чиновники должны с наибольшей эффективностью. За это время необходимо помочь российскому бизнесу встать на ноги и стать действительно конкурентоспособным. Поэтому сегодня, невзирая на критику со стороны других членов ВТО и, невзирая на то, что соглашение о вступлении России в организацию было подписано на невыгодных для нас условиях, российские власти должны бросить силы на поддержку малого и среднего бизнеса. Причем не на словах, а на деле, как особенно подчеркнул Владислав Белов.