Сегодня Правительство РФ обсудило проект федерального бюджета и прогноз развития экономики на 2014-2016 год. Особый интерес к этим темам обусловлен неожиданным фактом: триллионным дефицитом бюджета. От каких расходов намерено отказаться в связи с этим правительство и за счет каких социальных групп намечено избавиться от нехватки средств?
В этом году впервые за последние 20 лет правительство заявило о намерении планировать свою деятельность на период, больший чем год и перейти к формированию трехлетнего цикла в планировании бюджета и социально-экономической политики. Соответствующие проекты составили еще в начале года, однако сразу же пришлось вносить коррективы после жесткой критики Президента РФ, который потребовал в начале лета в кратчайшие сроки составить вменяемые плановые документы.
Уровень квалификации разработчиков бюджета проявился не только в том, что отсутствовал высокоточный баланс доходов и расходов, а также выявились многочисленные нестыковки в движении финансов. Неожиданно обнаружилось, что к середине года в свежесоставленном бюджете образовалась дыра в триллион рублей. Как можно было не предвидеть на коротком временном отрезке такой дефицит, понять весьма трудно.
Читайте также: Правительство вводит контроль за ценами
Тем не менее проблема образовалась острая, а тенденция к уменьшению экспортных доходов при нынешней монетаристской политики будет укрепляться. Как правительство будет выходить из ситуации?
Увы, достаточно внятного ответа на заседании правительства не прозвучало. Начать с того, что премьер Д. Медведев, подчеркнув, что валовый внутренний продукт в этом году возрастет всего на 1,8 процента, выразил надежду, что в последующие три года темпы роста возрастут до трех процентов. Эти цифры, кстати, полностью повторяют рекомендации бывшего министра финансов А. Кудрина, который считает оптимальным соотношение три процента роста ВВП при трех процентах сокращения расходов госбюджета.
Об уровне квалификации А. Кудрина написано очень много, можно лишь вспомнить его прогноз двухлетней давности, когда он обозначил сегодняшнюю цену на нефть в 60 долларов за баррель, в то время, как с начала 2013 года она не опускалась ниже ста долларов. Так что аналитико-прогностические способности Кудрина не всегда совершенны, а конкретных расчетов по своим трехпроцентным предложениям он не предоставил.
Между тем, есть достаточно детально просчитанные разработки, согласно которым рост ВВП для устойчивого развития экономики с расширенным воспроизводством должен составлять не менее 5,5 процентов. Все, что ниже — консервирует топливно-сырьевую структуру экономики колониального типа.
Очевидно, о таких принципиальных основах не очень задумывались, составляя бюджет. Приоритет был отдан сиюминутному сокращению бюджетных расходов, чтобы достичь баланса.
Скажем сразу: социальные расходы возможный секвестр затронул минимально. Очевидно, будет сохранена программа поддержки материнства через материнский капитал. Однако правительство нашло другие, не столь явные способы покрыть свое неумение тратить деньги и считать доходы и расходы за счет населения.
Читайте также: Бюджет России формируют торговля и сырье
Намечено, в частности, заморозить на уровне инфляции в 4-5 процентов тарифы естественных монополий. При этом одновременно не будут повышать тарифы для промышленных и транспортных потребителей электроэнергии и газа. А вот для населения индексация тарифов в соответствии с уровнем инфляции сохранится с понижающим коэффициентом 0,7, физические лица будут вынуждены тратить дополнительно немалые суммы. И это при том, что в стране избыток электроэнергии.
Дополнительные средства получат и увеличив налоги на добычу нефти, с одной стороны, и сократив экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты — с другой. Это даст дополнительно 72 миллиарда рублей к 2016 году. Понятно, что нефтяные компании, будут компенсировать выпадающие доходы, увеличив, в частности, рознично-оптовые цены на моторное топливо, как это случалось и раньше. В итоге за все заплатят автомобилисты.
Будет осуществлен и другой, по выражению министра финансов А. Силуанова, "маневр в расходах". Предложено в качестве ресурса для перераспределения не индексировать заработную плату работников государственного сектора, денежное довольствие военнослужащих, прокуроров и судей. Это высвободит дополнительно более 100 миллиардов рублей в 2014–2016 годах.
Будут "передвинуты", как недавно и предполагала "Правда.Ру", и оборонные расходы, что, вместе с фактическим сокращением зарплаты в госсекторе даст 1,5 триллиона рублей экономии. А всего с учетом ограничений по накопительной части пенсий удастся дополнительно получить 1 миллиард 800 триллионов рублей.
Читайте также: У неимущих и стариков лоббистов нет
Между тем, по словам А. Силуанова, доходы госбюджета сократятся к 2015 году на триллион рублей, что существенно ниже предполагаемых сумм экономии. Так зачем надо принимать подобные жесткие меры? Неужели дело в громадных суммах на возрождение оборонной промышленности? И вся организованная интрига с неожиданно обнаруженным триллионным дефицитом и прогнозом падения ВВП до критического уровня имеет одну цель: сорвать перевооружение отечественной промышленности, традиционно не любимой либерал-монетаристами, и вернуть под их контроль суммы, предназначенные для оборонных программ.
Предположение достаточно вероятное, если учесть, что не рассмотрены очевидные варианты пополнения доходов: например, введение прогрессивной шкалы налогов для сверхвысоких доходов или попытка получить внешний долг с Соединенных Штатов Америки. Словом, ничего нового: за эксперименты либералов расплачивается народ.
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"