Итак, несмотря на недавний оптимизм правительственных экономистов, невеселые прогнозы оправдались: дефицит федерального бюджета к концу года составит минимум триллион рублей. Премьер Медведев объявил о решении сократить расходы на пять и больше процентов. У кого больше шансов попасть под нож? Свою точку зрения высказывает наш эксперт Юрий Урсов.
Очевидно, что при стабильно высокой цене на топливно-сырьевые экспортные ресурсы, которые дают больше половины доходов бюджета, получить дырку в размере триллиона рублей — это надо обладать выдающимся непрофессионализмом. Бесспорно также, что нынешнее правительство пожинает плоды предшествующей финансово-экономической политики имени Кудрина, когда вместо того, чтобы инвестировать в промышленность, занимались сомнительными финансовыми операциями на мировом рынке ценных бумаг.
Как бы там ни было, триллионный разрыв есть и с ним надо что-то делать. Предложенный сплошной секвестр расходов на пять процентов по всем министерствам и программам, бесспорно, ситуацию выправит, и при желании, даже может оздоровить финансовую систему, если удастся срезать статьи расходов, не подкрепленные материальными ресурсами. Такие, например, как переходящие остатки средств на счетах регионов и госпредприятий. Такие остатки к июлю этого года составили 300 миллиардов рублей.
Читайте также: Рубль не падает, а спотыкается
Однако такие перспективы, увы, призрачны. И дело не только в крайнем непрофессионализме и отсутствии опыта некоторых руководителей экономического блока. Сейчас, когда объявили о грядущем урезании расходов, в дело вступают лоббисты. Не секрет, что за годы монетаристской политики, когда фактически отсутствовало обоснованное и долгосрочное планирование государственных программ экономического развития, вокруг отдельных отраслей сложились команды "специалистов". Они обосновывали необходимость выделить громадные бюджетные суммы в виде целевых программ на те или иные важнейшие, по их мнению, цели. После утверждения таких программ, ощутимые бонусы получали все причастные — от разработчиков до правительственных чиновников. А подрядные организации успешно реализовывали госзаказы с соответствующими "откатами". Понятно, что абы кого к таким процедурам не подпускали, большую ценность имели "придворные" либерал-монетаристы из ГУ ВШЭ и ИЭПП им. Е. Гайдара, а также отдельные яркие персонажи вроде С. Гуриева, нынешнего парижского жителя и хорошего знакомого многих правительственных руководителей.
Потому вряд ли секвестр ощутимо коснется программ, идущих по линии Минэкономразвития, например, или Минфина. На развитие Дальнего Востока, например, в общей сложности будет выделено не менее 10 триллионов рублей. И эти деньги уже забиты в планы подрядных организаций, отобрать их будет весьма затруднительно в силу вышеизложенных соображений.
А вот, скажем, Государственная программа "Социальная поддержка населения" стоимостью около 8 триллионов 350 миллиардов рублей в основном сводится к адресной финансовой поддержке малозащищенных категорий населения. Строить ничего не надо, заказывать оборудование, в общем, тоже, потому интерес у чиновников лоббировать ее сохранение минимален. И не случайно с подачи все тех же монетаристов-"гуманистов" из ГУ ВШЭ власти заговорили о неподъемных социальных расходах и необходимости подумать о сохранении выплат по материнскому капиталу.
Читайте также: "Калийная война" — этап приватизации?
Между тем, программа поддержки материнства стоимостью триста миллиардов в год — едва ли не единственное успешное мероприятие российского правительства. Оно не только смягчило острую демографическую ситуацию, но и помогло удержать рейтинг и Президента РФ, и власти в целом.
Незавидные перспективы и у только начинающего возрождаться оборонного сектора — эти отрасли, традиционно не любимые либерал-экономистами с начала 90-х, попадают первыми под бюджетные сокращения. А в нынешней ситуации, когда их небезуспешно возглавляет идейный противник монетаризма Д. Рогозин, можно с уверенностью прогнозировать, что секвестр трат на оборонку значительно превысит пять процентов.
Вряд ли будет затронуто и святое — долги США нашей стране в размере около 11 триллионов рублей или 350 миллиардов долларов. Потребовать их вернуть немыслимо для отечественных адептов американской демократии с большими портфелями.
Словом, в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями увлекательного зрелища — борьбы в Правительстве РФ на тему, кто в стране лишний. И по результатам этого действа можно будет судить, в каком все же направлении будет развиваться наша экономика.