Рубль не падает, а спотыкается

За два десятилетия валютной свободы сформировалось нечто вроде языческого поклонения курсу рубля к доллару: в его изменениях видят признаки больших потрясений или, в лучшем случае, очередные черные замыслы власти. Не исключение — и валютная динамика последних месяцев: доллар неуклонно рос. Почему? Свое мнение высказывает наш эксперт Юрий Урсов.

Читайте последние новости о прогнозе курса рубля к доллару и евро и причинах: В китайском городе Суйфэньхэ рубль уравняли с юанем

В начале лета министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что к осени курс национальной валюты будет понижен. Заявление беспрецедентное, если такие намерения и есть, то о них молчат, а разглашение можно приравнять к выдаче гостайны. И, несмотря на мгновенно последовавшие опровержения со стороны Центробанка и руководства правительства РФ, валютные спекулянты — а это десятки банков, получающих прибыль "из воздуха", гоняя туда-сюда активы, отреагировали правильно. Начали скупать евро и доллары в надежде поживиться. Естественно, спрос вырос и потянул рубль вниз. Это одна причина. Есть и другие.

Намечена приватизация государственных фондов на сумму около 2 триллионов рублей или примерно 70 миллиардов долларов. По российским законам расчеты будут производиться в рублях. Наши основные претенденты из числа олигархата держат капитал за границей на счетах в долларах или евро. Им выгодно приобретать рубли для участия в приватизации подешевле. У Центробанка и Минфина накоплен богатый опыт по манипулированию курсом, а договориться с ними отечественным миллиардерам, уверен, не составляет большого труда. Формирование рублевой массы в канун очередного этапа распродажи госсобственности также способствовало понижению курса отечественной валюты.

Еще один фактор — неожиданный дефицит федерального бюджета в триллион рублей к концу года, о чем заявили в Минфине РФ. Это крайне неприятный факт, за который Президент РФ может наказать руководителей финансово-экономического блока, которые последние почти полтора года рассказывали, что все хорошо и идет, как запланировано. Закрыть эту дыру, хотя бы частично, можно также сбросив часть валюты в обмен на дешевые рубли. Есть и, так сказать, сезонные факторы — наши крупнейшие экспортеры должны платить ежеквартальные налоги и потому обваливают курс с той же целью — получить похудевшие рубли.

Все эти факторы не имеют отношения к экономике и ее состоянию, следовательно, предпосылки для основательного стратегического провала курса рубля отсутствуют. Ведь курс определяется, если говорить об экономических причинах, в первую очередь, количеством сырья или продукции, которые обеспечивают покупательную способность рубля в обслуживании расчетов по международному товарообмену.

Что, у нас резко упала нефтедобыча? Или остановлены заводы, производящие экспортную продукцию? Нет. Или государство отказалось от своих международных обязательств, как в 2008? Ответ отрицательный. Следовательно, рублю ничего не грозит, кроме сиюминутных спекулятивных воздействий. Будут достигнуты вышеупомянутые цели — и курс стабилизируется на прежнем или близком к прежнему уровне. Об этом, кстати, свидетельствуют и итоги последних торгов, когда за несколько дней рубль значительно укрепился, возвращаясь к курсу середины августа. Так что рубль не падает, он спотыкается о внеэкономические ухабы.

На мой взгляд, повышенное внимание к валютному курсу обусловлено некими идеологическим причинами. Этот показатель интересен весьма немногочисленному кругу валютных спекулянтов и стратегам-финансистам экспортноориентированных компаний. Абсолютное большинство работников в нашей стране получает зарплату в рублях и в рублях же ее тратит. Им безразличны игры вокруг валюты.


Автор
Юрий Урсов