Деньги авиапассажиров прожигает топливо?

Момент, когда перелеты по России перестали больно бить по кошельку, в одном регионе уже наступил. Но радость эта коснулась лишь инвалидов, юных и пожилых россиян, желающих совершить авиаперелет из Приморья в Москву. "Побаловать" пассажиров решил "Аэрофлот", снизив цену билетов до двух тысяч рублей. Какова же цена вопроса для остальных граждан РФ?

Надо заметить, что аудиторию для щедрой акции "Аэрофлот" выбрал довольно любопытную. Дешевые билеты смогут приобрести только жители Дальнего Востока, не достигшие 23 лет, а также женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет. Таким образом, за две тысячи увидеть московский кремль и прогуляться по знаменитой брусчатке смогут лишь студенты и люди в возрасте ближе к преклонному — то есть граждане, которые редко бывают склонны к путешествиям на дальние расстояния.

Кроме того, льготы получат инвалиды и их сопровождающие. И возможно, для некоторых людей с ограниченными возможностями дешевый билет в Москву действительно станет хорошим подарком, поскольку нередко граждане из регионов со слабо развитой системой здравоохранения прилетают в столицу для прохождения лечения. Тем не менее, серьезные убытки от ввода льгот для обозначенных категорий пассажиров "Аэрофлот" вряд ли понесет, так как те слишком редко пользуются услугами авиакомпаний. Поэтому такой жест доброй воли скорее можно считать рекламным ходом, нежели ответом на указ Президента России, чем обосновывают свою акцию сотрудники представительства "Аэрофлота".

Что касается всего остального населения Дальнего Востока, находящегося в так называемом "экономически активном" возрасте, то для них авиаперелеты в Москву по-прежнему стоят достаточно дорого. Как выяснила "Правда.Ру", на начало сентября самый дешевый билет эконом-класса в один конец из Благовещенска в Москву составляет порядка 9 тысяч рублей. В то же время билет премиум-класса стоит чуть более 20 тысяч, а бизнес-класса — выше 40 тысяч рублей. При этом надо учесть, что вышеуказанные цены еще лояльны, ведь в осенние месяцы авиабилеты традиционно продаются дешевле, чем в сезон массовых отпусков, который приходится на лето и зимние каникулы.

Недовольство ценами на внутренние авиаперевозки выразил в декабре 2012 года Президент страны Владимир Путин и поручил министрам транспорта, экономики и финансов обдумать пути для решения данной проблемы. С того времени ведомства немало потрудились над этим вопросом. К настоящему моменту министерство транспорта обозначило основные пути снижения стоимости билетов: а именно, возможность авиакомпаний продавать дешевые невозвратные билеты, а также ввод гибкой системы оплаты билета (при которой питание и провоз багажа переквалифицируются в дополнительные услуги, требующие отдельной доплаты, а из основной стоимости билета эти услуги будут вычтены). Данные меры, как полагает минтранс, позволят снизить цену перевозки на 10-15 процентов, что, рассуждая трезво, является довольно скупым вычетом из цены билета.

Читайте также: Рожденный ползать за полет переплачивает

Дело в том, что при исполнении президентского поручения работники министерств столкнулись с более серьезными проблемами. Одна из них — это господство монополий. Например, компания "Аэрофлот" занимает около 25-30 процентов всего рынка авиаперевозок. Доминировать стремятся и другие крупные российские авиакомпании, такие как "Трансаэро" (почти 20 процентов рынка). Монополизм формирует крайне сложные условия для конкуренции, в которых до сих пор не удалось выжить ни одному российскому лоукостеру. Тогда как в Европе и США авиакомпании-дискаунтеры успешно осуществляют перевозки авиапассажиров по самым демократичным ценам.

"С монополизмом надо бороться только конкуренцией. Когда у пассажиров будет выбор, вот тогда и будут стараться не завышать стоимость билетов. Во-первых, у нас должно быть много разных хороших компаний. Во-вторых, чтобы были дешевле билеты, надо развивать инфраструктуру малобюджетных авиакомпаний перевозок, как в Европе, — поделился своим мнением с "Правдой.Ру" главный редактор журнала "Авиасоюз" Илья Вайсберг. — Если ты богатый или, по крайне мере, средне обеспеченный, ты можешь летать солидной компанией, с хорошим питанием, с хорошим сервисом, у тебя соседнее кресло не будет упираться в ноги, только больше плати. А если ты бедный, не претендуешь на хорошее питание, на супер-удобства, ты можешь в Европе за 30-40 евро между городами летать. Но у нас сейчас не развиты так называемые лоукост-компании".

По словам эксперта, наличие малобюджетных авиаперевозчиков на рынке является очень важным фактором снижения стоимости билетов. Однако это не единственная причина, по которой цены на авиаперелеты в России стоят так дорого.

"В стоимости билета самое главное — это топливо и эксплуатационные расходы (ставки в аэропортах и так далее), — поясняет Илья Вайсберг, — Когда летишь на небольшое расстояние, то доля самой авиакомпании в стоимости билета занимает только половину. Если я лечу в Киев (полтора часа лететь) и плачу, допустим, десять тысяч рублей за билет, то там только пять тысяч — это доля компании, а пять тысяч (я условно называю) — это аэропортовые расходы. Поэтому надо еще снижать стоимость аэропортовых расходов. Конечно, странно, что у нас, в самой ресурсной стране, получается авиационное топливо одно из самых дорогих. А авиационное топливо составляет до 30-35 процентов стоимости билетов".

Как заключает эксперт, для того, чтобы цены на авиаперелеты перестали "кусаться", недостаточно разработанных министерством транспорта мер. Необходимо также снизить стоимость авиационного топлива и аэропортовых услуг. И, безусловно, на рынке должна быть серьезная конкуренция. В противном случае монополисты рынка будут не снижать стоимость билетов, а изыскивать некие обходные пути, такие как ввод льгот наименее активным пользователям авиауслуг, что в целом ситуацию никоим образом не изменит.

Читайте также: Развитие авиаузла Москвы оплатят пассажиры?

"На самом деле существует монополия не авиаперевозчиков, а монополия аэропортовых сборов и так называемые топливных сборов — вот где монополия, — утверждает, в свою очередь, зампред комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий и зампред комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям Владимир Рудашевский. — Поэтому здесь единственный способ — это дать прямое ограничение (на эти сборы — прим. ред.), чтобы они были в пределах заданного уровня, к примеру, в пределах инфляции. Можно еще какие-то уровни взять за основу, но эти меры должны предприниматься государством".

Меж тем, для работы над законопроектом, направленным на снижение тарифов, осталось не так много времени. Подготовленный Минтрансом с участием авиакомпаний проект приказа об отмене обязательного горячего питания на борту самолетов уже опубликован на сайте Минэкономразвития РФ. Однако окончательный вариант законопроекта Госдума планирует принять до конца 2013 года.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"