Начиная с середины прошлого века угольная энергетика, ставшая локомотивом мировой промышленной революции, оказалась в тупике с неясными перспективами. Добывать уголь стало дорого, а использовать — неэффективно. В энергетическом балансе все большее место занимали газ, нефть и ядерное топливо. Однако в последнее время ситуация начала меняться.
О таком явлении, как "вторая угольная волна" экономисты заговорили несколько лет назад, зафиксировав растущий спрос на уголь в некоторых крупных странах. В какой-то момент возврат к углю представлялся даже верным и единственным путем избавления от нефтяной и газовой иглы, а также от опасной и не безвредной для человечества ядерной энергетики. Но, обращаясь вновь к углю, вряд ли развитые страны предполагали использовать то "черное топливо", которое применялось повсеместно в эпоху промышленной революции XVIII-XIX века. Для мировой энергетики это означало бы откат к тому времени, когда о вредных выбросах в атмосферу не задумывались даже самые ярые любители природы, а извергающие черные клубы паровозы заставляли замирать сердца жаждущих покорить новые горизонты промышленников, торговцев и обыкновенных романтиков.
Сегодня, как известно, большинство развитых экономик мира пытаются проявлять посильную заботу об окружающей среде, ответственно следуя положениям Киотского протокола. Поэтому угольная энергетика, к которой обращаются отдельные ведущие страны мира, предполагает использование чистого угля. Согласно докладу, сделанному в ноябре 2012 года главным научным сотрудником Института геологии нефти и газа СО РАН Геннадием Грицко, страны-лидеры объединила программа "Сlean Coal" ("Чистый уголь"), в рамках которой уже созданы полтора десятка теплоэлектростанций с нулевым уровнем выбросов в атмосферу.
Читайте также: Китай запустил руки в российский уголь
Развитие этого сегмента пока сложно назвать революционным — энергетический прорыв серьезно тормозит финансовая сторона вопроса. Технология производства "чистого угля" слишком затратна для большинства государств, поэтому сегодня такой вид энергетики можно считать лишь прихотью богатых стран, но никак не универсальным способом удовлетворения мировых энергетических запросов. Тем более, что едва речь зашла о "второй угольной волне", с запада пришли вести о развитии другого источника энергии — сланцевого газа.
"Не наблюдается "второй угольной волны", это были локальные колебания, связанные с тем, что росли цены на газ и на нефть, частично восстанавливались, особенно после закрытия атомных станций в Германии, угольные станции. При этом в достаточной степени "плевали" на всякие выбросы углерода в атмосферу, — поделился с "Правдой.Ру" председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. - Но, как только в Соединенных Штатах сланцевый газ чуть-чуть подешевел, угольные станции в значительной степени позакрывались. Сейчас, правда, часть восстанавливается. Но это, на мой взгляд, достаточно локальные изменения. Никакого ренессанса угля, пока что-то из углехимии принципиально нового не придумают, не будет".
Тем не менее, отдельные страны делают ставку на угольную промышленность, которая хоть и считается одним из самых грязных производств, но является и самым доступным во всех отношениях — начиная от добычи (уголь составляет 60 процентов общемировых запасов органического топлива) и заканчивая стоимостью, поскольку уголь всегда был и остается самым дешевым энергоресурсом. Сегодня на потребление угля в большей степени делают упор Китай и Индия — страны, обладающие наибольшими запасами этого топлива в мире. Также в списке лидеров по запасам угля находятся США, Россия, ЮАР, Австралия и ФРГ.
Однако в настоящий момент в России внутренний рынок угля находится в удручающем состоянии. Уголь, добываемый в стране, большей частью экспортируется, вместо того, чтобы использоваться в энергетике и ЖКХ. Между тем, цены на внешних рынках, на которые сегодня ориентируются российские угольные компании, ведут себя нестабильно, в результате чего наши поставщики вынуждены работать себе в убыток. Трудности доставляет и транспортная отрасль, обеспечивающая перевозку по невыгодным для угледобытчиков тарифам.
Проблемы угольной отрасли России обсуждались в ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое проводил российский глава Владимир Путин в начале недели в Кемерово. По замечанию президента, госпрограмма по развитию угольной отрасли до 2030 года, предусматривающая стимулирование внутреннего потребления угля в РФ, была принята еще полтора года назад, однако положительной динамики на этом рынке по-прежнему не происходит. Действительно, за последние пять лет потребление угля в России снизилось на семь процентов, составив 14 миллионов тонн. Данная тенденция, по прогнозам аналитиков, сохранится и в 2013 году.
Читайте также: Угольная "соломинка" для Киева
"Пока мы не наблюдали на внутреннем рынке существенного увеличения потребляемого угля. Все, что росло в части угледобычи — это в основном экспорт. Экспорт в значительной степени перегружал транспортную систему, прежде всего железнодорожную и порты. Соответственно, если мы не хотим, чтобы это было в чистом виде экспортное направление, которое тоже нужно, но не может быть фундаментальным, надо думать о каких-то новых методах работы с углем, — считает Иван Грачов. — То есть вспоминать старую углехимию, смотреть, какие могут быть жидкие топлива на базе угля, чтобы очень высокого качества создавать. Что-то связанное с новыми технологиями должно быть, чтобы угольная отрасль действительно пережила ренессанс".
Похожего мнения придерживается и российский президент, заявивший в Кузбассе, что наиболее важным шагом для улучшения положения угольной отрасли является развитие новых технологий углепереработки. Для достижения данной цели должны объединить усилия Минэкономики, Минпрома и РАН. Правительству же поручено пересмотреть вопрос об освобождении от уплаты НДПИ угольных предприятий, которые осваивают новые месторождения в труднодоступных местах. Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин, в свою очередь, получил предложение обдумать гибкую систему тарифов, при которой работники угольной отрасли смогут рассчитывать на льготы в случае инвестирования средств в развитие "инфраструктуры общего пользования", в том числе в железные дороги. В целом, президент потребовал от правительства принять меры для экономического стимулирования угольных компаний и их деофшоризации, поскольку "центры формирования прибыли должны быть там, где ресурсная база, в России", — пишет пресса.
Президент не только подчеркнул потенциал угольной отрасли (согласно докладу министра энергетики Александра Новака, запасов угля в стране хватит на срок от 40 до 100 лет), но и обратил внимание на пример одной из крупнейших экономик мира — Германии. По пути внедрения угольной энергетики на внутренний рынок должна пойти и Россия, где, по словам Владимира Путина, "для целого ряда регионов уголь является самым эффективным локальным видом топлива".
Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"